Статуэтки
Мы продолжаем вас знакомить с экспонатами Каменского музея. Сегодня речь пойдёт о статуэтках советского периода, изготовленных на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова. Одно из старейших предприятий в Европе, первое и крупнейшее в России по производству художественных фарфоровых изделий. Расположено в Санкт-Петербурге, основано в 1744 году. За почти триста лет своего существования несколько раз меняло название. Сначала это «Невская порцелиновая мануфактура», с 1765 года — Императорский фарфоровый завод, с 1917 года — Государственный фарфоровый завод (на клейме писалось ГФЗ), с 1924 года — Ленинградский фарфоровый завод.
В 1925 году завод получил новый статус: в честь 200-летия Российской академии наук он стал называться «Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова». Называли это славное предприятие и «Ломоносовский фарфоровый завод», и «Ленинградский фарфоровый завод» — аббревиатура на изделиях ставилась «ЛФЗ». В 2005 году заводу вернулось его прежнее наименование: «Императорский фарфоровый завод».
В советское время здесь выпускалось огромное количество посуды и статуэток, которыми советские граждане очень любили украшать свои квартиры. Одна из таких работ –статуэтка «Юный Пушкин за столом» или как её часто называют на многочисленных сайтах по продаже антиквариата− «Пушкин с пером». Её изображение часто можно увидеть на школьных тетрадях по русскому языку и литературе. Год выпуска — 1949. К 150-летию со дня рождения поэта была изготовлена первая партия так полюбившихся всем нам изображений любимого поэта. Их штамповали ещё на протяжении целого десятилетия, и все равно фигурки отлично раскупались. Ведь это был лучший подарок для населения самой читающей страны в мире.
Каменский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества, в рамках проекта «Виртуальный музей», предлагает знакомство с лучшими коллекциями, выставками, наиболее интересными материалами, написанными сотрудниками.
_____________________________________________________________________________________________
страницы 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 предыдущая
_____________________________________________________________________________________________
11
_____________________________________________________________________________________________
10
10
История города
Не так давно наш Каменск отметил свой 350-летний юбилей. Город приводил в порядок дороги, парки, улицы. Похорошела набережная, в парке Героев Пионеров убрали непроходимые заросли, поставили новые скамейки. Еще многое надо сделать, чтобы город радовал своим видом жителей, но это начало уже вселяет оптимизм.
Не так давно наш Каменск отметил свой 350-летний юбилей. Город приводил в порядок дороги, парки, улицы. Похорошела набережная, в парке Героев Пионеров убрали непроходимые заросли, поставили новые скамейки. Еще многое надо сделать, чтобы город радовал своим видом жителей, но это начало уже вселяет оптимизм.
А как выглядел город 100 лет тому назад? Чем радовал горожан, чем огорчал? Это путешествие мы совершим совместно с Беляевым Юрием Сергеевичем, прекрасным знатоком истории нашего города, умным, тактичным, интересным человеком. Город, к сожалению, не имеет своего краеведческого музея, поэтому исторических материалов в нашем музее декоративно-прикладного искусства и народного творчества не так много. Но благодаря таким людям, как писатель Родионов В.Г., Лобода А. Г. -автор энциклопедии «Весь Каменск», Зайцев Г.Н., сохраняется история Каменска для будущего поколения.
Беляев Ю.С. передал в музей копии газеты «Приазовский край» за 1912, 1913 годы. С одним из номеров газеты мы и попутешествуем по улицам Каменска. Итак, газета «Приазовский край» за № 137 от 26 мая 1912 года публикует следующий материал:
«Как ни покажется странным, но в нашей большой и богатой станице, на каждом шагу еще можно встретить «седую старину». Например, у нас там, где существуют мостовые, в большинстве нет тротуаров и не потому, что бедны, а просто в силу сложившихся убеждений. … Везде с улиц сор метут и затем, собирая во дворах, вывозят. У нас же метут на середину улиц, предоставляя его уборку ветру…Во всех мало-мальски претендующих на удобства городах при постройке зданий, в виду безопасности, огораживают известное пространство под склад строительных материалов, у нас наоборот, занимают 2\3 улицы, роют ямы, не считаясь с удобствами ни пеших, ни конных… На одной из главных улиц станицы - Донецком проспекте, у двух водоразборных бассейнов, находящихся между бульваром - единственным местом гулянья обывателей и многочисленных учащихся, были устроены водопойные корыта. И теперь вечерами в момент гуляния получается жанровая картина - десятки животных пригоняются на водопой».
И еще одна больная проблема для Каменска сегодня, как выяснилось, существует много лет- освещение улиц. Читаем: «Не мешало бы так же, с введением электрического освещения, урегулировать керосиновое, расставить фонари в правильную линию, а то на некоторых улицах они стоят точно пьяные, наклоняясь то в одну, то в другую сторону».
Мы продолжим знакомиться с историей нашего города, сопоставляя его с тем, каким был 100 лет тому назад, в следующих материалах.
#Каменск #Каменск_Шахтинский #музей #Каменский_музей #КМДИ #история_города #Каменск_старинный
_____________________________________________________________________________________________
9
С юбилеем, любимый город! Ожившие экспонаты.
_____________________________________________________________________________________________
8
8
Знаменитые люди Каменска
В Каменском музее прошло мероприятие из цикла: «Знаменитые люди города». В этот раз оно было посвящено художнику-передвижнику Я.Д.Минченкову: «Мир художника», которому в этом году исполнилось 150 лет со дня рождения.
В этот день в музее побывали учащиеся гимназии №12. Научные сотрудники рассказали школьникам, что живописец жил в Каменске с 1922 года более 16 лет, полностью изменив культурную жизнь города.
В коллекции Каменского музея есть одна из лучших работ живописца. Картину Якова Даниловича «Урожай» музею подарила его племянница. Ребятам рассказали историю создания картины, написанной в 1898 году, показали на слайдах другие произведения мастера, созданные в нашем городе.
В Каменском музее прошло мероприятие из цикла: «Знаменитые люди города». В этот раз оно было посвящено художнику-передвижнику Я.Д.Минченкову: «Мир художника», которому в этом году исполнилось 150 лет со дня рождения.
В этот день в музее побывали учащиеся гимназии №12. Научные сотрудники рассказали школьникам, что живописец жил в Каменске с 1922 года более 16 лет, полностью изменив культурную жизнь города.
В коллекции Каменского музея есть одна из лучших работ живописца. Картину Якова Даниловича «Урожай» музею подарила его племянница. Ребятам рассказали историю создания картины, написанной в 1898 году, показали на слайдах другие произведения мастера, созданные в нашем городе.
Особенно интересны наброски художника старинных зданий Каменска, которых уже нет в городе, в частности, городских храмов.
Представить культурную жизнь станицы 20 – 30 – х годов прошлого века без Минченкова уже было невозможно. Здесь он организовал художественные студии при каменских педкурсах и детском городке, заведовал ими, преподавал там искусство и живопись. Преподавал в педагогическом техникуме и в школе 2 – й ступени (нынче гимназия № 12) рисунок, живопись, историю искусства и музыку. Минченков также с детьми ставил спектакли в самодеятельном театре.
_____________________________________________________________________________________________
7
7
Главная улица нашего города
Каменский музей присоединяется к ежегодной акции-экскурсионный флешмоб и предлагает вашему вниманию экскурсию "Главная улица нашего города", которую провела для каменчан научный сотрудник Т.И.Самарченко
_____________________________________________________________________________________________
6
В Каменском музее работает выставка «Танаис-город на краю Ойкумены», из собрания «Археологического музея-заповедника «Танаис». Она посвящена истории древнего города, основанного греками в конце первой четверти III в. до н. э.
В экспозиции много интересных предметов, в том числе коллекция амфор, о которой и пойдёт речь. Буквально слово переводится, как несомый с обеих сторон. Это изящный сосуд с расширенным в верхней и суженным в нижней части туловом, узким горлом и двумя вертикально поставленными ручками. Были наиболее распространены у греков, римлян, этрусков.
Амфоры бывают чаще остродонные, с маленькой ножкой или круглодонные. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла.
Амфоры бывают чаще остродонные, с маленькой ножкой или круглодонные. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла.
Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.
Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей. Настоящие амфоры, происходившие из различных греческих городов, были, казалось бы, похожи друг на друга. Но они отличались между собой деталями – формами горла, тулова, ножек. Разными были и клейма – мелкие греческие надписи, оттиснутые штампами по сырой глине перед обжигом. На них имена хозяев мастерских, городских чиновников, которые вели учет произведенных амфор, названия городов. В Танаисе более 90% амфор происходили с острова Родос, на клейме эмблема острова - цветок розы.
Бывают амфоры столовые (двуручные кувшины), парадные (металлические, стеклянные или расписные керамические), транспортные, для хранения.
Сосуды объёмом до 100 литров обычно закапывались в землю рядом с домом. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. Расписные Панафинейские амфоры (от Панафинейских игр), наполненные оливковым маслом, служили призом в спортивных соревнованиях.
#КМДИ #Каменский_музей #Танаис #амфоры #раскопки #КультураРФ #выставки
Грузовик 1930-40-х годов, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны.
Выпускался с 1933 по 1948 годы на автомобильной заводе им. И.В.Сталина.
8 мая 1980 года, сделав под аплодисменты сотрудников и гостей круг почета по территории предприятия, накануне светлого праздника, Дня Победы, старенький ЗИС-5 подъехал к месту своей последней стоянки. Через несколько часов его установили на постамент, где он и находится по сей день у ворот предприятия.
Он давно стал частью истории нашего города, напоминая каменчанам о фронтовых дорогах, сложных послевоенных буднях, периоде восстановления страны.
#КМДИ #Каменский_музей #Каменск_Шахтинский #юбилей_города #Каменску_350_лет #автомобиль #ЗИС_5 #КультураРФ
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
Длина сегодняшней автотрассы М-4 «Дон» — свыше полутора тысяч километров. Она начинается в Москве, как продолжение улицы Липецкой, проходит рядом с Ельцом (платный участок), а завершается у Новороссийска, где смыкается с трассой М-25.
Кстати, про загруженность. Традиционно летом М-4 страдает от огромных пробок, связанных одновременно с сезоном отпусков, сбором урожая, который на фурах везут из Краснодарского края на север, и постоянным ремонтом дорог. Интенсивность движения - более 68 миллионов транспортных средств в год.
В любом случае - другой дороги на юг все равно нет.
Автовокзал в г. Каменске построен в 1966 году. Зал ожидания рассчитан на 50 мест. В 1964 г. с автовокзала ежедневно отправлялось 19 автобусов по 6 маршрутам. Сейчас автовокзал обслуживает не только транзитные, но и междугородние маршруты.
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
Сосуды объёмом до 100 литров обычно закапывались в землю рядом с домом. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. Расписные Панафинейские амфоры (от Панафинейских игр), наполненные оливковым маслом, служили призом в спортивных соревнованиях.
#КМДИ #Каменский_музей #Танаис #амфоры #раскопки #КультураРФ #выставки
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
_____________________________________________________________________________________________
5
К 350-летию города Каменск-Шахтинского.
В Каменске девять объектов имеют статус охраняемых государством и официально являются памятниками истории и культуры. Один из них −автомобиль ЗИС-5. Памятник военным автомобилистам, автомобиль-первенец отечественного машиностроения, был установлен на постамент у ворот Каменского Пассажирского Автотранспортного предприятия в честь фронтовиков-автомобилистов.
В Каменске девять объектов имеют статус охраняемых государством и официально являются памятниками истории и культуры. Один из них −автомобиль ЗИС-5. Памятник военным автомобилистам, автомобиль-первенец отечественного машиностроения, был установлен на постамент у ворот Каменского Пассажирского Автотранспортного предприятия в честь фронтовиков-автомобилистов.
Грузовик 1930-40-х годов, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны.
Выпускался с 1933 по 1948 годы на автомобильной заводе им. И.В.Сталина.
8 мая 1980 года, сделав под аплодисменты сотрудников и гостей круг почета по территории предприятия, накануне светлого праздника, Дня Победы, старенький ЗИС-5 подъехал к месту своей последней стоянки. Через несколько часов его установили на постамент, где он и находится по сей день у ворот предприятия.
Он давно стал частью истории нашего города, напоминая каменчанам о фронтовых дорогах, сложных послевоенных буднях, периоде восстановления страны.
#КМДИ #Каменский_музей #Каменск_Шахтинский #юбилей_города #Каменску_350_лет #автомобиль #ЗИС_5 #КультураРФ
_____________________________________________________________________________________________
4
4
#КМДИ #Каменский_музей #герои_пионеры #пионеры #ВОВ #Каменск #Москва #Каменск_Шахтинский #Марк_Блинов #Гена_Блинов
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
3
3
Трасса М-4 «Дон»-продолжение дорожно-почтового тракта
Строительство трассы «Москва — Воронеж» (сегодняшняя трасса М-4 «Дон»), было закончено в 1861 году, 160 лет назад. Видимо, речь шла о новом мощенном известняком шоссе, вместо старой грунтовой дороги, которую накатали еще при Петре I. Это была одна из семи дорог государственного значения, расходившихся от столицы в разных направлениях. Все они обеспечивали почтовую и грузовую связь, по ним в случае войны перемещались войска. Во время азовских походов Петра I (1695 и 1696 годы) на этой дороге организовали регулярную доставку почты от Москвы до Воронежа. Поч¬ту было велено гонять в определенные числа и часы. За все это отвечали местные воеводы.
Сам тракт представлял собой обычную накатанную дорогу с высаженными по обочинам деревьями и врытыми в землю верстовыми столбами, отмечавшими проделанный экипажем или всадником путь. Насчитывали 552 столба и не меньше 200 тысяч деревьев по дороге. Через каждые 20 верст по этой дороге стоял «царев кабак». В деревнях ночью крестьяне выходили за ворота с пучками зажженной соломы для освещения пути.
В 1813 году, во время войны с Наполеоном по нему проехал император Александр I, посетивший Воронеж. Он выразил такое мнение: «Тракт весьма нужен государству, и его следует замостить камнем, как это делают у себя немцы…». Впрочем, сделать в России по-немецки долго не удавалось. И даже к середине XIX века на этой важной государственной дороге не было устойчивого покрытия. А потому в распутицу она превращалась в непроходимое болото.
В 1816 году все крупные трассы отошли к ведомству путей сообщения. Для их содержания и реконструкции ввели специальный сбор в размере 25 копеек с «ревизской души» (то есть с лица мужского пола). Тем не менее тракт по-прежнему оставался немощеным.
Интересно, что в середине ХIХ века весь путь и почтовые станции от Москвы до Воронежа содержались за счет государства. А вот дорогу от Воронежа до Ростова передали в частные руки. Само собой, проезд тут был платным, как сейчас на новой трассе «Дон». С 1861 по 1900 год это было почти самое длинное шоссе в России, уступавшее лишь Киево-Брестскому.
Автомобильную трассу Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону с асфальтовым покрытием построили в 1959—1967 годы. По требованиям того времени ширину проезжей части сделали семиметровой, с двумя полосами встречного движения.
Строительство трассы «Москва — Воронеж» (сегодняшняя трасса М-4 «Дон»), было закончено в 1861 году, 160 лет назад. Видимо, речь шла о новом мощенном известняком шоссе, вместо старой грунтовой дороги, которую накатали еще при Петре I. Это была одна из семи дорог государственного значения, расходившихся от столицы в разных направлениях. Все они обеспечивали почтовую и грузовую связь, по ним в случае войны перемещались войска. Во время азовских походов Петра I (1695 и 1696 годы) на этой дороге организовали регулярную доставку почты от Москвы до Воронежа. Поч¬ту было велено гонять в определенные числа и часы. За все это отвечали местные воеводы.
Сам тракт представлял собой обычную накатанную дорогу с высаженными по обочинам деревьями и врытыми в землю верстовыми столбами, отмечавшими проделанный экипажем или всадником путь. Насчитывали 552 столба и не меньше 200 тысяч деревьев по дороге. Через каждые 20 верст по этой дороге стоял «царев кабак». В деревнях ночью крестьяне выходили за ворота с пучками зажженной соломы для освещения пути.
В 1813 году, во время войны с Наполеоном по нему проехал император Александр I, посетивший Воронеж. Он выразил такое мнение: «Тракт весьма нужен государству, и его следует замостить камнем, как это делают у себя немцы…». Впрочем, сделать в России по-немецки долго не удавалось. И даже к середине XIX века на этой важной государственной дороге не было устойчивого покрытия. А потому в распутицу она превращалась в непроходимое болото.
В 1816 году все крупные трассы отошли к ведомству путей сообщения. Для их содержания и реконструкции ввели специальный сбор в размере 25 копеек с «ревизской души» (то есть с лица мужского пола). Тем не менее тракт по-прежнему оставался немощеным.
Интересно, что в середине ХIХ века весь путь и почтовые станции от Москвы до Воронежа содержались за счет государства. А вот дорогу от Воронежа до Ростова передали в частные руки. Само собой, проезд тут был платным, как сейчас на новой трассе «Дон». С 1861 по 1900 год это было почти самое длинное шоссе в России, уступавшее лишь Киево-Брестскому.
Автомобильную трассу Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону с асфальтовым покрытием построили в 1959—1967 годы. По требованиям того времени ширину проезжей части сделали семиметровой, с двумя полосами встречного движения.
Длина сегодняшней автотрассы М-4 «Дон» — свыше полутора тысяч километров. Она начинается в Москве, как продолжение улицы Липецкой, проходит рядом с Ельцом (платный участок), а завершается у Новороссийска, где смыкается с трассой М-25.
Кстати, про загруженность. Традиционно летом М-4 страдает от огромных пробок, связанных одновременно с сезоном отпусков, сбором урожая, который на фурах везут из Краснодарского края на север, и постоянным ремонтом дорог. Интенсивность движения - более 68 миллионов транспортных средств в год.
В любом случае - другой дороги на юг все равно нет.
Автовокзал в г. Каменске построен в 1966 году. Зал ожидания рассчитан на 50 мест. В 1964 г. с автовокзала ежедневно отправлялось 19 автобусов по 6 маршрутам. Сейчас автовокзал обслуживает не только транзитные, но и междугородние маршруты.
_____________________________________________________________________________________________
2
Продолжим путешествие по Покровской площади нашей станицы.
На фотографии, сделанной зимой 1907-1908 годов, (как гласит надпись) на первом плане на фоне Покровского храма стоят в ожидании пассажиров извозчики. Сегодня подобную картину можно увидеть в г. Санкт-Петербурге на Дворцовой площади и ряде других городов нашей России. Но теперь это особый шик - проехать на красивой карете. А как обстояло дело с передвижением по городу в начале XIX века?
Большая часть жителей России была занята тогда в натуральном хозяйстве и нужды в устойчивых коммуникациях не испытывала, а огромные по европейским меркам расстояния, низкая плотность населения и малая экономическая активность не способствовали развитию ямской службы. И движителем прогресса по созданию ямов, а позже - почтовых контор, выступало государство, имеющее свой интерес. Ямами называли станции типа современных вокзалов. Поэтому и возникла ямская повинность — принудительное обслуживание дорог. Население местностей, где проходили стратегически важные пути сообщения, обязано было поставлять лошадей и людей для государевой почты. Постепенно ямщики, (те, кто обслуживал ямы) превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. Это позволяло ему тратить минимум средств, но качество услуг было низким, как почти при любой монополии, основанной на несвободном труде.
Ни одно занятие не оставило в русской литературе такого следа, как обслуживание ездоков. Станционный смотритель Пушкина, гоголевская тройка, кучера Чехова, ямщики из народных песен и стихотворений… все они стали олицетворением русской жизни XIX века.
Любой транспорт делится на городской и междугородний. Не менее значительной фигурой, чем ямщик, был извозчик — столь же популярный литературный герой.
В извозчики шли в основном крестьяне, приезжавшие в город на заработки. Кто-то работал со своими лошадьми и повозками, кто-то — на хозяйских, но практически все имели дело с содержателями извозчичьих бирж. Так назывались известные городские места, где возницы поджидали клиентов. Таким местом в ст. Каменской была Покровская площадь, которая предполагала наличие большого количества людей, ведь рядом был храм и казачий базар.
Извозчики делились на несколько категорий — «ваньки», самые дешевые, не стоявшие на бирже и разъезжавшие по улицам в ожидании седоков; «голубчики» — поджидавшие клиентов на биржах и прочих установленных местах (у театров, бань и т. д.); «лихачи» — самые фартовые и дорогие, на разукрашенных конях и повозках, работавшие только с обеспеченными господами, готовыми щедро платить во время кутежей, свадеб и т. д.
#КМДИ #Каменский_музей #храм #Покровская_площадь #Каменск_Шахтинский #КультураРФ #средство_передвижения #извозчики
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
1
Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В казачьих станицах и хуторах церковь была тем духовным центром, благодаря которому развивались образование, нравственность и культура. В старину говорили - учение образует ум, а православие воспитывает нравственность.
Донской архиепископ Высокопреосвященный Игнатий издал в 1845 году в Санкт-Петербурге книгу, одна из глав которой называлась "Взгляд на св. церкви Донского войска". Владыка Игнатий назвал общее число донских храмов – 204, причем дал их классификацию по времени постройки. Согласно его сведениям, самой древней из существовавших на тот период церквей была Воскресенская (1719 год) в Старочеркасске, вторая по времени постройки – деревянная (1735год) в Ведерниковской станице (ныне г. Константиновск), из прочих: 89 были построены в конце XVIII века и 109 – уже в первой половине XIX столетия.
В станице Каменской было 7 церквей: Александро-Невская, Алексеевская, Покровская, Христорождественская, Петро-Павловская, а также церкви при средних учебных заведениях.
Первый храм в ст. Каменской был деревянным, построили его в 1740 году, когда станица располагалась на левом берегу Северского Донца. В 1745 году во время сильного пожара он сгорела вместе с частью станицы. В 1787 г. на том же месте построили новый - каменный. Есть версия, что, когда станицу перенесли на правый берег Северского Донца, храм разобрали по кирпичику и перенесли на правый берег в район школы № 2. Освятили его в 1829 г.
#КМДИ #Каменский_музей #храм #Покровская_площадь #Каменск_Шахтинский #КультураРФ
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
страницы 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 предыдущая
2
Продолжим путешествие по Покровской площади нашей станицы.
На фотографии, сделанной зимой 1907-1908 годов, (как гласит надпись) на первом плане на фоне Покровского храма стоят в ожидании пассажиров извозчики. Сегодня подобную картину можно увидеть в г. Санкт-Петербурге на Дворцовой площади и ряде других городов нашей России. Но теперь это особый шик - проехать на красивой карете. А как обстояло дело с передвижением по городу в начале XIX века?
Большая часть жителей России была занята тогда в натуральном хозяйстве и нужды в устойчивых коммуникациях не испытывала, а огромные по европейским меркам расстояния, низкая плотность населения и малая экономическая активность не способствовали развитию ямской службы. И движителем прогресса по созданию ямов, а позже - почтовых контор, выступало государство, имеющее свой интерес. Ямами называли станции типа современных вокзалов. Поэтому и возникла ямская повинность — принудительное обслуживание дорог. Население местностей, где проходили стратегически важные пути сообщения, обязано было поставлять лошадей и людей для государевой почты. Постепенно ямщики, (те, кто обслуживал ямы) превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. Это позволяло ему тратить минимум средств, но качество услуг было низким, как почти при любой монополии, основанной на несвободном труде.
Ни одно занятие не оставило в русской литературе такого следа, как обслуживание ездоков. Станционный смотритель Пушкина, гоголевская тройка, кучера Чехова, ямщики из народных песен и стихотворений… все они стали олицетворением русской жизни XIX века.
Любой транспорт делится на городской и междугородний. Не менее значительной фигурой, чем ямщик, был извозчик — столь же популярный литературный герой.
В извозчики шли в основном крестьяне, приезжавшие в город на заработки. Кто-то работал со своими лошадьми и повозками, кто-то — на хозяйских, но практически все имели дело с содержателями извозчичьих бирж. Так назывались известные городские места, где возницы поджидали клиентов. Таким местом в ст. Каменской была Покровская площадь, которая предполагала наличие большого количества людей, ведь рядом был храм и казачий базар.
Извозчики делились на несколько категорий — «ваньки», самые дешевые, не стоявшие на бирже и разъезжавшие по улицам в ожидании седоков; «голубчики» — поджидавшие клиентов на биржах и прочих установленных местах (у театров, бань и т. д.); «лихачи» — самые фартовые и дорогие, на разукрашенных конях и повозках, работавшие только с обеспеченными господами, готовыми щедро платить во время кутежей, свадеб и т. д.
#КМДИ #Каменский_музей #храм #Покровская_площадь #Каменск_Шахтинский #КультураРФ #средство_передвижения #извозчики
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
1
Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В казачьих станицах и хуторах церковь была тем духовным центром, благодаря которому развивались образование, нравственность и культура. В старину говорили - учение образует ум, а православие воспитывает нравственность.
Донской архиепископ Высокопреосвященный Игнатий издал в 1845 году в Санкт-Петербурге книгу, одна из глав которой называлась "Взгляд на св. церкви Донского войска". Владыка Игнатий назвал общее число донских храмов – 204, причем дал их классификацию по времени постройки. Согласно его сведениям, самой древней из существовавших на тот период церквей была Воскресенская (1719 год) в Старочеркасске, вторая по времени постройки – деревянная (1735год) в Ведерниковской станице (ныне г. Константиновск), из прочих: 89 были построены в конце XVIII века и 109 – уже в первой половине XIX столетия.
В станице Каменской было 7 церквей: Александро-Невская, Алексеевская, Покровская, Христорождественская, Петро-Павловская, а также церкви при средних учебных заведениях.
Первый храм в ст. Каменской был деревянным, построили его в 1740 году, когда станица располагалась на левом берегу Северского Донца. В 1745 году во время сильного пожара он сгорела вместе с частью станицы. В 1787 г. на том же месте построили новый - каменный. Есть версия, что, когда станицу перенесли на правый берег Северского Донца, храм разобрали по кирпичику и перенесли на правый берег в район школы № 2. Освятили его в 1829 г.
#КМДИ #Каменский_музей #храм #Покровская_площадь #Каменск_Шахтинский #КультураРФ
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
страницы 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 предыдущая
_____________________________________________________________________________________________