Каменский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества, в рамках проекта «Виртуальный музей», предлагает знакомство с лучшими коллекциями, выставками, наиболее интересными материалами, написанными сотрудниками.

_____________________________________________________________________________________________

страницы  12 11 10  9  8  7  6  5  4  3  2  1  предыдущая 
_____________________________________________________________________________________________
11

Статуэтки

Мы продолжаем вас знакомить с экспонатами Каменского музея. Сегодня речь пойдёт о статуэтках советского периода, изготовленных на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова. Одно из старейших предприятий в Европе, первое и крупнейшее в России по производству художественных фарфоровых изделий. Расположено в Санкт-Петербурге, основано в 1744 году. За почти триста лет своего существования несколько раз меняло название. Сначала это «Невская порцелиновая мануфактура», с 1765 года — Императорский фарфоровый завод, с 1917 года — Государственный фарфоровый завод (на клейме писалось ГФЗ), с 1924 года — Ленинградский фарфоровый завод.
В 1925 году завод получил новый статус: в честь 200-летия Российской академии наук он стал называться «Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова». Называли это славное предприятие и «Ломоносовский фарфоровый завод», и «Ленинградский фарфоровый завод» — аббревиатура на изделиях ставилась «ЛФЗ». В 2005 году заводу вернулось его прежнее наименование: «Императорский фарфоровый завод».
В советское время здесь выпускалось огромное количество посуды и статуэток, которыми советские граждане очень любили украшать свои квартиры. Одна из таких работ –статуэтка «Юный Пушкин за столом» или как её часто называют на многочисленных сайтах по продаже антиквариата− «Пушкин с пером». Её изображение часто можно увидеть на школьных тетрадях по русскому языку и литературе. Год выпуска — 1949. К 150-летию со дня рождения поэта была изготовлена первая партия так полюбившихся всем нам изображений любимого поэта. Их штамповали ещё на протяжении целого десятилетия, и все равно фигурки отлично раскупались. Ведь это был лучший подарок для населения самой читающей страны в мире.

Статуэтка очень «живая», не побоюсь этого слова. Кажется, что только-только юный Пушкин стремительно вбежал в комнату, сел за столик, чтобы записать пером свои летучие рифмы. Поэту здесь лет 12, не больше. Именно в этом возрасте он был принят в Царскосельский лицей — и там для него началась новая жизнь и новая эпоха.
Кстати, если перевернуть статуэтку, можно не только прочитать название завода − «ЛФЗ», но и узнать цену. Скульптурка продавалась всего за 3 рубля 40 копеек. Сейчас за один из символов советской эпохи придётся отдать куда больше денег.
Ещё одна интересная статуэтка советских времён− "Филиппок". Фигурка мальчика с рыжими волосами в меховой шапке-ушанке, розовой рубашке в мелкий красный горошек, синих широких штанах в белую тонкую вертикальную полосу и светлый тулуп нараспашку. Обут в лапти. Под мышкой, в правой руке, мальчик держит книгу в красном переплёте.

Статуэтка советского времени, ещё один из символов самой читающей страны−мальчик с книгой, идущий на занятия или в библиотеку.
В наших ближайших материалах мы обязательно познакомим вас с остальными экспонатами музейной коллекции «скульптура».

#КМДИ #Каменский_музей #музей #статуэтки #cкульптура #искусство #Пушкин #КультураРФ
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
10

История города

Не так давно наш Каменск отметил свой 350-летний юбилей. Город приводил в порядок дороги, парки, улицы. Похорошела набережная, в парке Героев Пионеров убрали непроходимые заросли, поставили новые скамейки. Еще многое надо сделать, чтобы город радовал своим видом жителей, но это начало уже вселяет оптимизм.

А как выглядел город 100 лет тому назад? Чем радовал горожан, чем огорчал? Это путешествие мы совершим совместно с Беляевым Юрием Сергеевичем, прекрасным знатоком истории нашего города, умным, тактичным, интересным человеком. Город, к сожалению, не имеет своего краеведческого музея, поэтому исторических материалов в нашем музее декоративно-прикладного искусства и народного творчества не так много. Но благодаря таким людям, как писатель Родионов В.Г., Лобода А. Г. -автор энциклопедии «Весь Каменск», Зайцев Г.Н., сохраняется история Каменска для будущего поколения.
Беляев Ю.С. передал в музей копии газеты «Приазовский край» за 1912, 1913 годы. С одним из номеров газеты мы и попутешествуем по улицам Каменска. Итак, газета «Приазовский край» за № 137 от 26 мая 1912 года публикует следующий материал:
«Как ни покажется странным, но в нашей большой и богатой станице, на каждом шагу еще можно встретить «седую старину». Например, у нас там, где существуют мостовые, в большинстве нет тротуаров и не потому, что бедны, а просто в силу сложившихся убеждений. … Везде с улиц сор метут и затем, собирая во дворах, вывозят. У нас же метут на середину улиц, предоставляя его уборку ветру…Во всех мало-мальски претендующих на удобства городах при постройке зданий, в виду безопасности, огораживают известное пространство под склад строительных материалов, у нас наоборот, занимают 2\3 улицы, роют ямы, не считаясь с удобствами ни пеших, ни конных… На одной из главных улиц станицы - Донецком проспекте, у двух водоразборных бассейнов, находящихся между бульваром - единственным местом гулянья обывателей и многочисленных учащихся, были устроены водопойные корыта. И теперь вечерами в момент гуляния получается жанровая картина - десятки животных пригоняются на водопой».

И еще одна больная проблема для Каменска сегодня, как выяснилось, существует много лет- освещение улиц. Читаем: «Не мешало бы так же, с введением электрического освещения, урегулировать керосиновое, расставить фонари в правильную линию, а то на некоторых улицах они стоят точно пьяные, наклоняясь то в одну, то в другую сторону».
Мы продолжим знакомиться с историей нашего города, сопоставляя его с тем, каким был 100 лет тому назад, в следующих материалах.

#Каменск #Каменск_Шахтинский #музей #Каменский_музей #КМДИ #история_города #Каменск_старинный
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
9


С юбилеем, любимый город! Ожившие экспонаты.


#День_города #КМДИ #Каменский_музей #Культурная_суббота #КультураРФ
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
8

Знаменитые люди Каменска


В Каменском музее прошло мероприятие из цикла: «Знаменитые люди города». В этот раз оно было посвящено художнику-передвижнику Я.Д.Минченкову: «Мир художника», которому в этом году исполнилось 150 лет со дня рождения.
В этот день в музее побывали учащиеся гимназии №12. Научные сотрудники рассказали школьникам, что живописец жил в Каменске с 1922 года более 16 лет, полностью изменив культурную жизнь города.
В коллекции Каменского музея есть одна из лучших работ живописца. Картину Якова Даниловича «Урожай» музею подарила его племянница. Ребятам рассказали историю создания картины, написанной в 1898 году, показали на слайдах другие произведения мастера, созданные в нашем городе.

Особенно интересны наброски художника старинных зданий Каменска, которых уже нет в городе, в частности, городских храмов.
Представить культурную жизнь станицы 20 – 30 – х годов прошлого века без Минченкова уже было невозможно. Здесь он организовал художественные студии при каменских педкурсах и детском городке, заведовал ими, преподавал там искусство и живопись. Преподавал в педагогическом техникуме и в школе 2 – й ступени (нынче гимназия № 12) рисунок, живопись, историю искусства и музыку. Минченков также с детьми ставил спектакли в самодеятельном театре.

#КМДИ #Каменский_музей #Минченков #Урожай #музей #картина #передвижники #живопись #Культура_РФ
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________
7

Главная улица нашего города

Каменский музей присоединяется к ежегодной акции-экскурсионный флешмоб и предлагает вашему вниманию экскурсию "Главная улица нашего города", которую провела для каменчан научный сотрудник Т.И.Самарченко






#ЭкскурсионныйФлешмоб2021 #Каменск #Каменск_Шахтинский #юбилей_города #350лет_Каменску
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
6

Амфоры

В Каменском музее работает выставка «Танаис-город на краю Ойкумены», из собрания «Археологического музея-заповедника «Танаис». Она посвящена истории древнего города, основанного греками в конце первой четверти III в. до н. э.

В экспозиции много интересных предметов, в том числе коллекция амфор, о которой и пойдёт речь. Буквально слово переводится, как несомый с обеих сторон. Это изящный сосуд с расширенным в верхней и суженным в нижней части туловом, узким горлом и двумя вертикально поставленными ручками. Были наиболее распространены у греков, римлян, этрусков.

Амфоры бывают чаще остродонные, с маленькой ножкой или круглодонные. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла.

Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.

Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей. Настоящие амфоры, происходившие из различных греческих городов, были, казалось бы, похожи друг на друга. Но они отличались между собой деталями – формами горла, тулова, ножек. Разными были и клейма – мелкие греческие надписи, оттиснутые штампами по сырой глине перед обжигом. На них имена хозяев мастерских, городских чиновников, которые вели учет произведенных амфор, названия городов. В Танаисе более 90% амфор происходили с острова Родос, на клейме эмблема острова - цветок розы.

 
Бывают амфоры столовые (двуручные кувшины), парадные (металлические, стеклянные или расписные керамические), транспортные, для хранения.
Сосуды объёмом до 100 литров обычно закапывались в землю рядом с домом. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. Расписные Панафинейские амфоры (от Панафинейских игр), наполненные оливковым маслом, служили призом в спортивных соревнованиях.

#КМДИ #Каменский_музей #Танаис #амфоры #раскопки #КультураРФ #выставки

Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
_____________________________________________________________________________________________
5

К 350-летию города Каменск-Шахтинского.

В Каменске девять объектов имеют статус охраняемых государством и официально являются памятниками истории и культуры. Один из них −автомобиль ЗИС-5. Памятник военным автомобилистам, автомобиль-первенец отечественного машиностроения, был установлен на постамент у ворот Каменского Пассажирского Автотранспортного предприятия в честь фронтовиков-автомобилистов.

Грузовик 1930-40-х годов, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны.
Выпускался с 1933 по 1948 годы на автомобильной заводе им. И.В.Сталина.
8 мая 1980 года, сделав под аплодисменты сотрудников и гостей круг почета по территории предприятия, накануне светлого праздника, Дня Победы, старенький ЗИС-5 подъехал к месту своей последней стоянки. Через несколько часов его установили на постамент, где он и находится по сей день у ворот предприятия.
Он давно стал частью истории нашего города, напоминая каменчанам о фронтовых дорогах, сложных послевоенных буднях, периоде восстановления страны.
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
4

Связь времен

На днях наш музей посетила семья Блиновых из г. Москвы. Они познакомились со всеми экспозициями музея, но особое внимание обратили на знакомство с историей станицы Каменской и Каменска в годы Великой Отечественной войны. Глава семейства пояснил, что он родом из Каменска и детство провел в нашем городе. Поэтому он хотел, чтобы его сын знал историю своего рода, познакомился с родными местами, где отец провел свое детство.
А при знакомстве с экспозицией по ВОВ выяснилось, что 11-летний Марк Блинов, ученик одной из московских школ, является правнуком каменского героя-пионера, погибшего в годы ВОВ во время освобождения Каменска от немецко-фашистских захватчиков - Гены Блинова. Дедушка Марка является родным братом погибшего Гены.
Замечательно, что связь между людьми, независимо от времени, продолжается. Марк Блинов, серьезный , вдумчивый молодой человек с большим интересом знакомился с экспонатами, связанными с историей своих предков.

 


#КМДИ #Каменский_музей #герои_пионеры #пионеры #ВОВ #Каменск #Москва #Каменск_Шахтинский #Марк_Блинов #Гена_Блинов
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
3

Трасса М-4 «Дон»-продолжение дорожно-почтового тракта

Строительство трассы «Москва — Воронеж» (сегодняшняя трасса М-4 «Дон»), было закончено в 1861 году, 160 лет назад. Видимо, речь шла о новом мощенном известняком шоссе, вместо старой грунтовой дороги, которую накатали еще при Петре I. Это была одна из семи дорог государственного значения, расходившихся от столицы в разных направлениях. Все они обеспечивали почтовую и грузовую связь, по ним в случае войны перемещались войска. Во время азовских походов Петра I (1695 и 1696 годы) на этой дороге организовали регулярную доставку почты от Москвы до Воронежа. Поч¬ту было велено гонять в определенные числа и часы. За все это отвечали местные воеводы.
Сам тракт представлял собой обычную накатанную дорогу с высаженными по обочинам деревьями и врытыми в землю верстовыми столбами, отмечавшими проделанный экипажем или всадником путь. Насчитывали 552 столба и не меньше 200 тысяч деревьев по дороге. Через каждые 20 верст по этой дороге стоял «царев кабак». В деревнях ночью крестьяне выходили за ворота с пучками зажженной соломы для освещения пути.
В 1813 году, во время войны с Наполеоном по нему проехал император Александр I, посетивший Воронеж. Он выразил такое мнение: «Тракт весьма нужен государству, и его следует замостить камнем, как это делают у себя немцы…». Впрочем, сделать в России по-немецки долго не удавалось. И даже к середине XIX века на этой важной государственной дороге не было устойчивого покрытия. А потому в распутицу она превращалась в непроходимое болото.
В 1816 году все крупные трассы отошли к ведомству путей сообщения. Для их содержания и реконструкции ввели специальный сбор в размере 25 копеек с «ревизской души» (то есть с лица мужского пола). Тем не менее тракт по-прежнему оставался немощеным.
Интересно, что в середине ХIХ века весь путь и почтовые станции от Москвы до Воронежа содержались за счет государства. А вот дорогу от Воронежа до Ростова передали в частные руки. Само собой, проезд тут был платным, как сейчас на новой трассе «Дон». С 1861 по 1900 год это было почти самое длинное шоссе в России, уступавшее лишь Киево-Брестскому.
Автомобильную трассу Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону с асфальтовым покрытием построили в 1959—1967 годы. По требованиям того времени ширину проезжей части сделали семиметровой, с двумя полосами встречного движения.

Длина сегодняшней автотрассы М-4 «Дон» — свыше полутора тысяч километров. Она начинается в Москве, как продолжение улицы Липецкой, проходит рядом с Ельцом (платный участок), а завершается у Новороссийска, где смыкается с трассой М-25.
Кстати, про загруженность. Традиционно летом М-4 страдает от огромных пробок, связанных одновременно с сезоном отпусков, сбором урожая, который на фурах везут из Краснодарского края на север, и постоянным ремонтом дорог. Интенсивность движения - более 68 миллионов транспортных средств в год.
В любом случае - другой дороги на юг все равно нет.

Автовокзал в г. Каменске построен в 1966 году. Зал ожидания рассчитан на 50 мест. В 1964 г. с автовокзала ежедневно отправлялось 19 автобусов по 6 маршрутам. Сейчас автовокзал обслуживает не только транзитные, но и междугородние маршруты.

#КМДИ #Каменский_музей #Почтовый_тракт #история #Каменск #Каменск_Шахтинский
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
2

Продолжим путешествие по Покровской площади нашей станицы.

На фотографии, сделанной зимой 1907-1908 годов, (как гласит надпись) на первом плане на фоне Покровского храма стоят в ожидании пассажиров извозчики. Сегодня подобную картину можно увидеть в г. Санкт-Петербурге на Дворцовой площади и ряде других городов нашей России. Но теперь это особый шик - проехать на красивой карете. А как обстояло дело с передвижением по городу в начале XIX века?

Большая часть жителей России была занята тогда в натуральном хозяйстве и нужды в устойчивых коммуникациях не испытывала, а огромные по европейским меркам расстояния, низкая плотность населения и малая экономическая активность не способствовали развитию ямской службы. И движителем прогресса по созданию ямов, а позже - почтовых контор, выступало государство, имеющее свой интерес. Ямами называли станции типа современных вокзалов. Поэтому и возникла ямская повинность — принудительное обслуживание дорог. Население местностей, где проходили стратегически важные пути сообщения, обязано было поставлять лошадей и людей для государевой почты. Постепенно ямщики, (те, кто обслуживал ямы) превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. Это позволяло ему тратить минимум средств, но качество услуг было низким, как почти при любой монополии, основанной на несвободном труде.
Ни одно занятие не оставило в русской литературе такого следа, как обслуживание ездоков. Станционный смотритель Пушкина, гоголевская тройка, кучера Чехова, ямщики из народных песен и стихотворений… все они стали олицетворением русской жизни XIX века.

Любой транспорт делится на городской и междугородний. Не менее значительной фигурой, чем ямщик, был извозчик — столь же популярный литературный герой.
В извозчики шли в основном крестьяне, приезжавшие в город на заработки. Кто-то работал со своими лошадьми и повозками, кто-то — на хозяйских, но практически все имели дело с содержателями извозчичьих бирж. Так назывались известные городские места, где возницы поджидали клиентов. Таким местом в ст. Каменской была Покровская площадь, которая предполагала наличие большого количества людей, ведь рядом был храм и казачий базар.

Извозчики делились на несколько категорий — «ваньки», самые дешевые, не стоявшие на бирже и разъезжавшие по улицам в ожидании седоков; «голубчики» — поджидавшие клиентов на биржах и прочих установленных местах (у театров, бань и т. д.); «лихачи» — самые фартовые и дорогие, на разукрашенных конях и повозках, работавшие только с обеспеченными господами, готовыми щедро платить во время кутежей, свадеб и т. д.
#КМДИ #Каменский_музей #храм #Покровская_площадь #Каменск_Шахтинский #КультураРФ #средство_передвижения #извозчики

Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________
1

Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В казачьих станицах и хуторах церковь была тем духовным центром, благодаря которому развивались образование, нравственность и культура. В старину говорили - учение образует ум, а православие воспитывает нравственность.
Донской архиепископ Высокопреосвященный Игнатий издал в 1845 году в Санкт-Петербурге книгу, одна из глав которой называлась "Взгляд на св. церкви Донского войска". Владыка Игнатий назвал общее число донских храмов – 204, причем дал их классификацию по времени постройки. Согласно его сведениям, самой древней из существовавших на тот период церквей была Воскресенская (1719 год) в Старочеркасске, вторая по времени постройки – деревянная (1735год) в Ведерниковской станице (ныне г. Константиновск), из прочих: 89 были построены в конце XVIII века и 109 – уже в первой половине XIX столетия.
В станице Каменской было 7 церквей: Александро-Невская, Алексеевская, Покровская, Христорождественская, Петро-Павловская, а также церкви при средних учебных заведениях.

Первый храм в ст. Каменской был деревянным, построили его в 1740 году, когда станица располагалась на левом берегу Северского Донца. В 1745 году во время сильного пожара он сгорела вместе с частью станицы. В 1787 г. на том же месте построили новый - каменный. Есть версия, что, когда станицу перенесли на правый берег Северского Донца, храм разобрали по кирпичику и перенесли на правый берег в район школы № 2. Освятили его в 1829 г.

#КМДИ #Каменский_музей #храм #Покровская_площадь #Каменск_Шахтинский #КультураРФ

Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020 #сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей
_____________________________________________________________________________________________


страницы  12 11 10  9  8  7  6  5  4  3  2  1  предыдущая 

_____________________________________________________________________________________________


/html