Версия для слабовидящих



Каменский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества, в рамках проекта «Виртуальный музей», предлагает знакомство с лучшими коллекциями, выставками, наиболее интересными материалами, написанными сотрудниками.

_____________________________________________________________________________________________

Предыдущие страницы  3 2 1

_____________________________________________________________________________________________


Золотое шитьё. В.И.Сердюк.

Один из наиболее интересных видов декоративно - прикладного искусства – золотое шитьё. В экспозициях Каменского музея в данном направлении представлены иконы, чтобы научиться вышивать которые, необходима практика в монастыре. Именно там можно освоить этот старинный вид рукоделия.
Золотое шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э., когда в Пергамском царстве правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.
Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спряденную нить, которую так и называли пряденой.
Позже стали изготавливать пряденую нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название скань. Одновременно появилось на Руси жемчужное шитьё. Расшивали головные уборы, кокошники, оплечья, воротники и манжеты, душегреи, сумочки, кошели, футляры для оружия и стрел. Все они были очень дорогими, передавались по наследству, составляли самую ценную часть приданого.
В XX веке появился люрекс, нити с добавлением синтетического блестящего волокна.


Изобилие новых материалов, называемых золотными, имитирующих металлические и металлизированные нити, позволило заняться золотным шитьем большему числу специальных мастерских и индивидуальных вышивальщиц.
В коллекции Каменского музея есть три работы Валентины Ивановны Сердюк − это иконы, освящённые в церкви. Одна из них −образ Казанской Божьей матери, представлена на выставке. Выполнена она в технике золотого шитья.
Валентина Ивановна лауреат премии «Феникс», она обучалась мастерству у золотошвеек в монастырях. Самое интересное, что по профессии она химик, много лет проработала в лаборатории Комитета по экологии и творчеством до определённого момента не занималась. Выйдя на пенсию, стала посещать мастерскую Валентины Овсянниковой. Затем отправилась по монастырям, изучать золотой шитьё. Освоила различные техники: гладь, штриховую гладь, ришелье, атласник, аппликацию, вышивку на капроне, батик.
В 1998 году в Николо -Угрешском монастыре научилась вышивать иконы золотой нитью (Строгановское шитьё).
За участие в 3 Всероссийской выставке «Вышитая картина» в г. Москве награждена дипломом (2002 г.) Две её работы вошли в каталог выставки «Иконы вышиты бисером». К сожалению, Валентины Ивановны уже нет с нами, но её работы по-прежнему восхищают посетителей своим мастерством.




 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________



Художественная чеканка. Н. Холодов.

В нашей рубрике «Люди искусства» мы расскажем о творчестве
Н. Холодова и истории чеканки.
Чеканка — один из видов холодной обработки металла. С её помощью можно выполнять оригинальные миниатюры для ювелирных изделий, рельефные орнаментальные композиции, наносить декоративную фактуру и с применением глубокой выколотки даже чеканить большие монументальные произведения.
Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме, использовалась в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. Особого совершенства она достигла в домонгольской Руси. Позднее стала популярной в древнерусском искусстве XV—XVII вв.
В чеканных изделиях новгородских мастеров XI—XII вв. (оклады икон, сосуды), удачно сочетаются черты русского и византийского искусства.
В Ярославле она сочеталась с резьбой и гравировкой, в Нижнем Новгороде обогащалась литыми скульптурными деталями.
В XVII в. появляются новые приемы и художественные особенности. В Костроме развивается плоская измельченная чеканка, чередующаяся с литьем и резьбой, в Ярославле она достигает особой пышности и красоты. В целом же чеканка по листовому металлу — наиболее трудный из всех видов художественной чеканки, так как при работе по листовому металлу нужно создавать и рисунок, и рельеф, и фактуру материала в процессе работы.
Николай Холодов, создающий прекрасные произведения искусства, работал на химкомбинате «Россия», Стеклотарном заводе стекловаром. В 1978 году он устроился на СТОА по специальности рихтовщик. В 1996 году создал себе небольшую мастерскую в гараже, где и занимается в настоящее время рихтовкой автомобилей.
Чеканкой занялся случайно. В молодости его поразили работы грузинских мастеров чеканщиков своей выразительностью и национальным колоритом. Захотелось попробовать свои силы в этом направлении.

Особенно автора привлекла библейская тема. Его работы точны, с великолепной техникой исполнения, эмоционально наполнены и просто красивы. Это настоящие картины по металлу. Важная составляющая художественной чеканки работ Холодова −декоративность.
Все они выполнены на основе вековых традиций и последних разработок в области металлообработки. Металл послушен мастеру, как глина или пластилин хорошему скульптору, что позволяет воплощать самые сложные художественные задачи в исполнении любых композиций.

Чеканка − один из самых сложных видов декоративно-прикладного искусства. Мастеру приходится работать грубыми материалами, чтобы создать достаточно точный и тонкий «рисунок». Холодову это с лёгкостью удаётся.





 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________










Телевизор КВН

Сейчас телевидением никого не удивишь. Более того, оно часто уступает по - популярности интернету. Там и выбор программ больше и цензуры практически никакой.
В середине прошлого века об интернете никто не подозревал, покупка чёрно-белого телевизора была настоящим событием и огромной радостью. Фигурное катание, футбольные матчи смотрели целыми семьями, с соседями и друзьями. И это при том, что экран у телевизора был крохотный и чтобы можно было увидеть изображение, впереди ставилась специальная линза.
Один из экспонатов музея− черно-белый КВН 49-го года выпуска. Название телевизора − это первые буквы фамилий создавших его инженеров: Кенигсон, Варшавский, Николаевский. Но в народе аббревиатура расшифровывалась по-другому: «купил − включил − не работает». Кстати, он дал название одной из самых смешных и любимых передач советского, потом и российского телевидения. КВН был единственной программой, в которой была разрешена хоть какая-то импровизация.

Разработка стандарта черно-белого телевидения началась в СССР в 1944 году, и уже в 1948 году увидел свет первый телевизор. Он был с круглым экраном, ламповым кинескопом, принимал всего 3 канала, при этом весил 29 кг. Диагональ его экрана составляла всего 18 сантиметров и чтобы увеличить изображение, перед ним ставили специальную линзу.

Линзы первых КВНов имели круглую форму и были выполнены из листового оргстекла. Одна часть такой линзы была плоская, вторая − сферическая, обе части соединялись металлическим кольцом. По идее изобретателей, они должны были наполняться глицерином, но чаще всего их заполняли дистиллированной водой. Линза увеличивала изображение в 4 раза.
Сейчас такие телевизоры выглядят немного нелепо, но это история Советского Союза, которую интересно вспомнить.



 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________





        Из своего советского детства все мы помним, как с огромным  удовольствием  любили смотреть различные фильмы, мультфильмы, ведь их показывали не так часто как сейчас. С трепетом ждали эти минуты счастья. Особо любимой   была программа  «Спокойной ночи, малыши, где каждый день, показывали отрывки из любимых мультфильмов.
Но, чтобы продлить удовольствие детям, в продаже появляются  проекторы− фильмоскопы с диафильмами, которые полюбились советской детворе на долгие годы. Их можно было встретить в каждой семье.  Что бы посмотреть  мультфильм нужно было провести целую церемонию, так как специальных экранов не было.  На стену вешали белую простыню, выключали свет для полной темноты, вставляли выбранную пленку и вдруг появлялся гул проектора, с  лучом  света  и все сидящие  зрители затихали  в предвкушении просмотра любимых кадров.
     Один из таких проекторов 70- х гг. есть в коллекции нашего музея с надписью на нем: «г. Ленинград». Увесистый аппарат в металлическом корпусе, серого цвета. В верхней части, в специальное отверстие вставлялась пленка и с помощью небольшого рычага, прокручивая пленку, можно было смотреть фильм.



     На вид старенький, поцарапанный, но такой родной с далекого детства. В дар  музею его передала местная жительница, а вместе с ним и большое количество диафильмов. Кто не понимает что такое диафильмы –это пленка с последовательными кадрами фильма от 20 до 50 штук.  В каждом кадре  был напечатан текст самого фильма. Просматривая кадры с картинками, можно было читать текст.