Версия для слабовидящих



Каменский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества, в рамках проекта «Виртуальный музей», предлагает знакомство с лучшими коллекциями, выставками, наиболее интересными материалами, написанными сотрудниками.

_____________________________________________________________________________________________

Предыдущие страницы  3 2 1

_____________________________________________________________________________________________


Золотое шитьё. В.И.Сердюк.

Один из наиболее интересных видов декоративно - прикладного искусства – золотое шитьё. В экспозициях Каменского музея в данном направлении представлены иконы, чтобы научиться вышивать которые, необходима практика в монастыре. Именно там можно освоить этот старинный вид рукоделия.
Золотое шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э., когда в Пергамском царстве правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.
Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спряденную нить, которую так и называли пряденой.
Позже стали изготавливать пряденую нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название скань. Одновременно появилось на Руси жемчужное шитьё. Расшивали головные уборы, кокошники, оплечья, воротники и манжеты, душегреи, сумочки, кошели, футляры для оружия и стрел. Все они были очень дорогими, передавались по наследству, составляли самую ценную часть приданого.
В XX веке появился люрекс, нити с добавлением синтетического блестящего волокна.


Изобилие новых материалов, называемых золотными, имитирующих металлические и металлизированные нити, позволило заняться золотным шитьем большему числу специальных мастерских и индивидуальных вышивальщиц.
В коллекции Каменского музея есть три работы Валентины Ивановны Сердюк − это иконы, освящённые в церкви. Одна из них −образ Казанской Божьей матери, представлена на выставке. Выполнена она в технике золотого шитья.
Валентина Ивановна лауреат премии «Феникс», она обучалась мастерству у золотошвеек в монастырях. Самое интересное, что по профессии она химик, много лет проработала в лаборатории Комитета по экологии и творчеством до определённого момента не занималась. Выйдя на пенсию, стала посещать мастерскую Валентины Овсянниковой. Затем отправилась по монастырям, изучать золотой шитьё. Освоила различные техники: гладь, штриховую гладь, ришелье, атласник, аппликацию, вышивку на капроне, батик.
В 1998 году в Николо -Угрешском монастыре научилась вышивать иконы золотой нитью (Строгановское шитьё).
За участие в 3 Всероссийской выставке «Вышитая картина» в г. Москве награждена дипломом (2002 г.) Две её работы вошли в каталог выставки «Иконы вышиты бисером». К сожалению, Валентины Ивановны уже нет с нами, но её работы по-прежнему восхищают посетителей своим мастерством.




 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________



Художественная чеканка. Н. Холодов.

В нашей рубрике «Люди искусства» мы расскажем о творчестве
Н. Холодова и истории чеканки.
Чеканка — один из видов холодной обработки металла. С её помощью можно выполнять оригинальные миниатюры для ювелирных изделий, рельефные орнаментальные композиции, наносить декоративную фактуру и с применением глубокой выколотки даже чеканить большие монументальные произведения.
Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме, использовалась в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. Особого совершенства она достигла в домонгольской Руси. Позднее стала популярной в древнерусском искусстве XV—XVII вв.
В чеканных изделиях новгородских мастеров XI—XII вв. (оклады икон, сосуды), удачно сочетаются черты русского и византийского искусства.
В Ярославле она сочеталась с резьбой и гравировкой, в Нижнем Новгороде обогащалась литыми скульптурными деталями.
В XVII в. появляются новые приемы и художественные особенности. В Костроме развивается плоская измельченная чеканка, чередующаяся с литьем и резьбой, в Ярославле она достигает особой пышности и красоты. В целом же чеканка по листовому металлу — наиболее трудный из всех видов художественной чеканки, так как при работе по листовому металлу нужно создавать и рисунок, и рельеф, и фактуру материала в процессе работы.
Николай Холодов, создающий прекрасные произведения искусства, работал на химкомбинате «Россия», Стеклотарном заводе стекловаром. В 1978 году он устроился на СТОА по специальности рихтовщик. В 1996 году создал себе небольшую мастерскую в гараже, где и занимается в настоящее время рихтовкой автомобилей.
Чеканкой занялся случайно. В молодости его поразили работы грузинских мастеров чеканщиков своей выразительностью и национальным колоритом. Захотелось попробовать свои силы в этом направлении.

Особенно автора привлекла библейская тема. Его работы точны, с великолепной техникой исполнения, эмоционально наполнены и просто красивы. Это настоящие картины по металлу. Важная составляющая художественной чеканки работ Холодова −декоративность.
Все они выполнены на основе вековых традиций и последних разработок в области металлообработки. Металл послушен мастеру, как глина или пластилин хорошему скульптору, что позволяет воплощать самые сложные художественные задачи в исполнении любых композиций.

Чеканка − один из самых сложных видов декоративно-прикладного искусства. Мастеру приходится работать грубыми материалами, чтобы создать достаточно точный и тонкий «рисунок». Холодову это с лёгкостью удаётся.





 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________










Телевизор КВН

Сейчас телевидением никого не удивишь. Более того, оно часто уступает по - популярности интернету. Там и выбор программ больше и цензуры практически никакой.
В середине прошлого века об интернете никто не подозревал, покупка чёрно-белого телевизора была настоящим событием и огромной радостью. Фигурное катание, футбольные матчи смотрели целыми семьями, с соседями и друзьями. И это при том, что экран у телевизора был крохотный и чтобы можно было увидеть изображение, впереди ставилась специальная линза.
Один из экспонатов музея− черно-белый КВН 49-го года выпуска. Название телевизора − это первые буквы фамилий создавших его инженеров: Кенигсон, Варшавский, Николаевский. Но в народе аббревиатура расшифровывалась по-другому: «купил − включил − не работает». Кстати, он дал название одной из самых смешных и любимых передач советского, потом и российского телевидения. КВН был единственной программой, в которой была разрешена хоть какая-то импровизация.

Разработка стандарта черно-белого телевидения началась в СССР в 1944 году, и уже в 1948 году увидел свет первый телевизор. Он был с круглым экраном, ламповым кинескопом, принимал всего 3 канала, при этом весил 29 кг. Диагональ его экрана составляла всего 18 сантиметров и чтобы увеличить изображение, перед ним ставили специальную линзу.

Линзы первых КВНов имели круглую форму и были выполнены из листового оргстекла. Одна часть такой линзы была плоская, вторая − сферическая, обе части соединялись металлическим кольцом. По идее изобретателей, они должны были наполняться глицерином, но чаще всего их заполняли дистиллированной водой. Линза увеличивала изображение в 4 раза.
Сейчас такие телевизоры выглядят немного нелепо, но это история Советского Союза, которую интересно вспомнить.



 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________





        Из своего советского детства все мы помним, как с огромным  удовольствием  любили смотреть различные фильмы, мультфильмы, ведь их показывали не так часто как сейчас. С трепетом ждали эти минуты счастья. Особо любимой   была программа  «Спокойной ночи, малыши, где каждый день, показывали отрывки из любимых мультфильмов.
Но, чтобы продлить удовольствие детям, в продаже появляются  проекторы− фильмоскопы с диафильмами, которые полюбились советской детворе на долгие годы. Их можно было встретить в каждой семье.  Что бы посмотреть  мультфильм нужно было провести целую церемонию, так как специальных экранов не было.  На стену вешали белую простыню, выключали свет для полной темноты, вставляли выбранную пленку и вдруг появлялся гул проектора, с  лучом  света  и все сидящие  зрители затихали  в предвкушении просмотра любимых кадров.
     Один из таких проекторов 70- х гг. есть в коллекции нашего музея с надписью на нем: «г. Ленинград». Увесистый аппарат в металлическом корпусе, серого цвета. В верхней части, в специальное отверстие вставлялась пленка и с помощью небольшого рычага, прокручивая пленку, можно было смотреть фильм.



     На вид старенький, поцарапанный, но такой родной с далекого детства. В дар  музею его передала местная жительница, а вместе с ним и большое количество диафильмов. Кто не понимает что такое диафильмы –это пленка с последовательными кадрами фильма от 20 до 50 штук.  В каждом кадре  был напечатан текст самого фильма. Просматривая кадры с картинками, можно было читать текст.


    Диафильмы стоили не дорого и поэтому купить их не составляло больших затрат для семьи. В каждой советской семье их было много.
Вспоминая свое детство, понимаешь, что не примечательный на вид аппарат, создавал особую атмосферу таинства и в тоже время уюта в каждой семье.


 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________




Казачье седло

В рамках проекта «Виртуальный музей» сегодня мы расскажем о казачьем седле.
Седло, представленное в Каменском музее, выполнено в конце XIX века из кожи коричневого цвета, на твёрдом каркасе и инкрустировано серебром. На коже с двух сторон тиснение, также сидение украшено растительным орнаментом. На передней луке металлические буквы "Е.П.", на задней - двуглавый орёл.
Стремена крепятся широкими кожаными путлищами с металлическими пряжками.
Казаки всегда были отличными наездниками, которые много времени проводили на коне, в походах, в сражениях. С давних времен они разработали для себя наиболее удобные седла, которые используют и в наше время. Уже прошло несколько веков с тех пор, как казаки разъезжали по своим землям, появились другие, более современные средства передвижения, такие как автомобиль, скутер, мотоцикл, но казачье седло по-прежнему актуально.

История седла уходит в глубокую древность. Люди стали ездить верхом на лошадях около 4000 лет до н. э. Древнейшей амуницией, подобной седлу, были попоны, использовавшиеся ещё в ассирийской кавалерии. Чтобы продемонстрировать богатство и статус его владельца, их украшали швейными и кожевенными элементами, драгоценными металлами. У скифов и саков появилось рудиментарное седло. Сёдла, найденные на плато Укок в Сибири, относятся 500—400 годами до н. э. Сарматы также ездили на сёдлах, но без ленчика. Изображения сёдел встречаются в искусстве древних армян, ассирийцев. Первые сёдла с твёрдым ленчиком делали из войлока, которым обтягивали деревянный каркас. На западе его аналог, седло «с 4 рогами» использовалось римлянами в I веке до нашей эры. Обе эти разновидности не имели стремян.
Первые подобия стремян начали использовать в Индии во II веке до н. э. Это были простые кожаные петли, служившие опорой для ступни всадника. Предположительно, современные стремена были изобретены в северном Китае кочевыми племенами.
В Средние века седла стали надёжнее и лучше поддерживали всадника. Появилась передняя и задняя лука, которые помогали удержаться в седле. Седельную подушку набивали сеном. Внутреннюю поверхность покрывали бараньей кожей, внешнюю обтягивали телячьей кожей и украшали.
В дальнейшем появилось два принципиально отличающихся типа сёдел: английское и вестерн.
В XVIII веке в Англии стала очень популярна охота на лис. В сериале «Скарлет» как раз есть сцена такой охоты. В начале XX века капитан Каприлли усовершенствовал седло, изменив крыло таким образом, чтобы всадник мог принять полевую посадку.
Современное седло вестерн произошло от испанского седла, которое было завезено в Америку конкистадорами. Они были адаптированы под пастушьи нужды, в частности появился рожок, за который можно было закрепить лассо, загоняя скот.
 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________




Наш земляк В.Г. Лазарев-художник казачьего зарубежья.

В коллекции музея находятся 24 работы Владимира Григорьевича Лазарева. И каждая по - своему уникальна. Они достались Каменскому музею по завещанию художника. Он некоторое время жил в Каменске и в память об этом времени решил оставить нашему городу свои работы. В их числе: «Казак навеселе», «Бандурист», «Донские богатыри» , «Охота в горах», «Горец», «Карусель», «Скачки», «Ковбой», «Франция», «Цыганский табор», «Молотьба», «Праздник» и другие. Даже просто прочитав названия, можно говорить о том, насколько разнообразна тематика, которую затрагивает живописец. Это серия картин, посвящённых цирку, французские городские пейзажи, казачья тематика, ковбои.
Сам Лазарев−художник-любитель, по его словам он не имел художественного образования. Официальных сведений о том, что Владимир Григорьевич обучался живописи тоже нет. Но, видя ,насколько качественные у Лазарева работы, определённо, он брал уроки живописного мастерства, скорее всего, в молодости и частным образом. Владимир Григорьевич родом из донских казаков. Казаками были его прадед, дед, отец. Подростком он успел поучаствовать в Гражданской войне.
Эмиграция для Лазарева была неизбежна. Сначала он перебрался с семьёй в Константинополь, затем попал в Королевство СХС (Югославия).
Здесь Лазарев всерьёз занимается своим образованием. Поступает и успешно заканчивает Донской кадетский корпус императора Александра III в Белграде, затем продолжает обучение в Горной академии в Чехословакии. Параллельно занимается танцами, много времени тратит на конные прогулки. У него появляются друзья, работающие в цирке, и Лазарев увлекается цирковой ездой. Даже берёт соответствующие уроки.
В итоге в 1930-е годы Владимир Григорьевич избирает путь профессионального танцора и циркового наездника. С труппой казаков-джигитов он долго работал в Марокко. Затем поступил танцором в Платовский казачий хор Н.Ф.Кострюкова, позже был приглашён в Донской казачий хор А. Жарова, с которым объездил весь мир и подолгу гастролировал в Париже.
Всё это время живопись оставалась его хобби. Где бы ни бывал Владимир Григорьевич, он неизменно делал наброски своих будущих живописных полотен. Часто бывал на пленэрах, так как очень любил рисовать с натуры. Зачастую темы его работ зависели от места пребывания. Например, много интересных работ появилось во время гастролей во Франции.
В Париже художник напишет интереснейшую серию работ, часть из которых была недавно продана на аукционе. В коллекции Каменского музея есть одна из таких картин-«Французский пейзаж».

В целом же, вся серия навеяна творениями импрессионистов. Цвет, доминирующий над графической проработкой деталей, тоже стремление запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Живопись фактурная, мазок чётко обозначен и легко различим. Цветовая гамма разнообразная, насыщенная.
Работа прошла реставрацию и сейчас с успехом экспонируется в музее.
После Великой Отечественной войны Владимир Григорьевич переезжает в Нью-Йорк. Там он с успехом выступает в ансамбле «Балалайка» под управлением Н. Грушко, входит в группу исполнителей кавказских и персидских танцев Джамала Тамахея.
В свободное от гастролей время по- прежнему пишет картины, в основном на темы казачьей мирной и военной жизни, парадные портреты деятелей казачьего движения и товарищей по оружию.

Писал он также иконы старообрядческого канона. Ежегодно участвовал в выставках картин под открытым небом на улицах Нью-Йорка вокруг Вашингтон-сквер-парка.
Коллекционировал оружие, снаряжение, одежду и предметы быта казаков. После смерти художника его картины находились на хранении в Казачьем комитете г. Холуэлла, штат Нью –Джерси. В 1991 году комитет передал 86 картин в дар Музею истории донского казачества в Новочеркасске.
После войны Лазарев поселился в Нью-Йорке. Он не только писал картины на казачью тематику. В это период он много интересовался национальными традициями Америки. Ежегодно участвовал в выставках картин под открытым небом на улицах Нью-Йорка вокруг Вашингтон-сквер-парка. В это время и была написана картина «Ковбой».
Художнику удалось передать напряжение, силу и энергетику скачущих лошадей, решительность ковбоев, готовых с минуты на минуту накинуть лассо на пытающуюся убежать лошадь.
В целом работы Лазарева имеют интересное сюжетно –тематическое решение, где главное- эмоциональное состояние героев в данный момент, нежели строгая детализация, чётко проработанный рисунок, лежащий в основе живописного полотна.



 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________






21.07.2020 г. в Каменском музее открылась выставка, посвящённая 75-й годовщине победы  советского народа в Великой Отечественной войне: «Поклон тебе, Великая Победа» из фондов музея.

      Экспозиция посвящена бессмертному подвигу жителей нашего города, переживших голод, разруху, оккупацию. Посетители смогут увидеть редкие экспонаты, посвящённые деятельности подполья, героям-пионерам, навеки вписавшим свои имена в историю Каменска, оружие, с которым воевали советские солдаты, подлинные фронтовые письма-треугольники, которые писали солдаты свои родным, карточки на хлеб, выдаваемые жителям города в страшный период оккупации.

    Также каменчане и гости города смогут узнать историю песни «Давай закурим», написанную в Каменске в годы войны.

    Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута победа, сохранен мир. Без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Меньшее из того, что можем сделать - просто помнить!


 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________


Ключи и замки

В коллекции музея хранится много вещей, которые казалось и не привлекли бы внимания, так как мы в повседневной жизни встречаем и пользуемся ими. Но, интерес к ним все равно особый, они могут отличаться своей формой, размером.  Например, ключи и замки. 


При их упоминании мы сразу  представляем, о чем идет речь. Если бы мы увидели первый в мире ключ и замок, мы бы не догадались, что это такое и как им пользоваться. В нашей жизни ключи встречаются  еще с  детства: читая сказки, мифы, просматривая различные передачи и фильмы (например, «Золотой ключик») по ТВ. С одной стороны ключ символизирует открывание, доступ к чему -то сокровенному, с другой стороны – запирание, закрывание ценностей.  
     Считается, что ключ от ворот рая находится у Бога. В Древнем Египте ключом открывали ворота смерти к бессмертию. В мифах Древней Греции существуют ключи от подземного мира. В Древнем Риме верили в существование ключей, открывающих двери зимнего и летнего солнцестояния, доступ богам на небо. В православии ключ как символ связан с апостолом Петром – это ключ от рая, поэтому святого Петра называли «Ключарём и стражем Небесных Врат».
       Ученые предполагают, что первый  ключ и замок появились примерно в 2000 г. до н. э. в Египте. Это был деревянный замок, в корпусе которого находились штифты. Деревянный ключ имел определенную форму, с его помощью поднимали штифты и так открывался замок.
    Древнейший ключ был найден археологами в гробнице фараона Рамзеса II.  Уже позже доработали и усовершенствовали замки и ключи  Римляне, они  первыми изготовили  и висячие замки. Ключи от них часто делали в виде перстней, что бы носить всегда с собой и не терять. В Древнем Египте статус главы семьи определялся количеством ключей, которыми он владел. В Средние века в Европе замужняя женщина носила ключи на поясе, что символизировало статус хозяйки дома.
     На Русь навесные замки пришли с запада в начала IV века  и они имели простой пружинный механизм. Но воры - грабители быстро поняли, как вскрывать навесной замок и он перестал быть гарантом надежности и прочности. Только в ХIХ в. русские мастера сумели создать новый механизм, при котором ключ нужно было не вставлять, а как бы вкручивать в скважину замка, чтобы его открыть.
      В России, как и в Европе, при дворе богатых людей служила ключница, которая распоряжалась хозяйством и носила ключи. В Западной Европе появилось звание камергера, жалуемое чиновникам. Давалось право носить мундир с богатым золотым шитьем и золотым ключом. Изначально, в обязанности камергера входил надзор за личной казной монарха, ключ от которой этот дворянин всегда носил с собой. В ХVII в. вельможи, отвечавшие за церемониал, царские драгоценности, расшивали свои одежды изображениями ключей, а к ХVIII в. богато декорированные золотые или серебряные ключи подвешивались на одеянии как ювелирное украшение. Золотой ключ на голубой ленте стал отличительным знаком камергеров в  России. В России был свой, особый придворный чин и назывался стряпчий с ключом, но при Петре I этот чин переименовали по европейскому образцу в камергеров.

Изготовление замков и ключей из металла позволило делать небольшие замочные изделия и оснащать замками сейфы, шкатулки, ящики, сундуки. Ключи стали небольших размеров. Сейчас существует огромное количество разнообразных ключей – электронные, английские, с чипом. Самые оригинальные замки попали в книгу рекордов Гиннеса.


 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________


Слоники эпохи СССР




     



    Статуэтки слоников, выстроенных в ряд, знакомы прежде всего тем, кто  рожден  в СССР. Многие помнят их с детства. В то время они стояли на комодах, буфетах, полочках  у наших бабушек и дедушек, создавая  неповторимый уют. Были они разные: фарфоровые, мраморные,  костяные. В детстве нам всегда хотелось поиграть в них, иногда мы их, конечно же, роняли и били.  Где - то в 70-х.гг., слоники  стали уходить в небытие. Интерес к ним пропал. Сейчас они, как и многие другие статуэтки, приобрели неожиданную популярность и ценность.
Люди  верили, что они приносят счастье и удачу в дом, так как их было семь по количеству, а  как известно, каждая цифра имеет какую- то магию и волшебство.  Еще с древности числа играли  важную роль в жизни человека. Древние люди приписывали им особые, сверхъестественные свойства; одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы. Семерку же почитали всегда: за много столетий до нашей эры, в средние века и  даже сегодня.
В нашей жизни цифра  семь встречается очень часто: 7 дней в неделе, нот в музыке, цветов радуги, чудес света, слоев в атмосфере, семь планет нашей солнечной системы и т.д.
Слон почитается буддистами как символ духовного знания и стабильности. У китайцев он олицетворяет силу, верховную власть, а также символизирует долголетие и преодоление смерти.  Из Индии пошел обычай дарить на счастье семь слоников - фигурок из кости, дерева или другого материала.
   Слон – символ власти, мудрости и силы. Поэтому такой талисман пригодится всем, кто жаждет знаний и положения в обществе. Кроме того, слоник принесет своему владельцу стабильность и счастье: ведь неслучайно вереница слоников, вышагивающих на этажерке, в стародавние времена считалась гарантом домашнего достатка и благополучия.
   Слон с поднятым вверх хоботом считается символом богатства, способствует сокращению ненужных материальных растрат, его устойчивость и стабильность могут повлиять на расточительность хозяев дома.                                                                      
   Слон с опущенным хоботом является покровителем женщин, он дает материнство. Часто их изображают рядом с потомством — одним или даже несколькими слонятами.
   Слона можно ставить как на Юго-востоке, в зоне богатства и процветания, так и на Северо-западе, так как слон воплощает мощность и несокрушимую силу Северо-Западного сектора помощников и покровителей.

 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________





     «Детская колыбель»


    В рамках проекта «Виртуальный музей» сегодня мы расскажем о колыбели.
     В фондах нашего музея есть очень интересный и уникальный экспонат − это колыбелька, зыбка, люлька , так называли подвесную  кроватку  для младенца, которую использовали наши  предки. Она сохранилась в первозданном виде с ХIХ века. Это обыкновенный короб из деревянных плашек, собранный без гвоздей,  размером 80 см. на 60 см., с  мягким тканевым дном. Такая детская кроватка крепилась к кольцу в потолочной балке или к пружинистой деревянной жерди. Основные веревки соединены вверху в карабине. Еще в конструкцию могла входить пружина, по желанию хозяев,  дополнительные карабины и петли в потолок.



      Немаловажная деталь – полог. Матери готовили полог на зыбку, что также было очень важным моментом: полог защищал не только от насекомых и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. На дно колыбели стелилась солома, ветошь или старая одежда. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая пухом.
    К зыбке крепились различные яркие вещички для забавы ребёнка — разноцветные лоскутки ткани, расписные ложки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты.


    Колыбель было удобно брать в поле, там можно прикрепить ее к ветке и покачать младенца. Именно плавные покачивания, пружинистые колебания ценились, как средство для убаюкивания детей. Зыбки были раньше во всех семьях.
      В процессе изготовления  люльки придерживались строгого правила: ее должен был сделать кто-то из мужчин семьи: отец, дед или родной дядя ребенка.  Когда мастерили колыбель, выбирали один материал,  чаще всего это были растения или деревья, которые быстро растут: ива, орех, «чтобы так же быстро рос и ребенок». Если колыбель делали из боярышника, говорили: «Чтобы ребенок жил долго».  Нельзя было выбирать осину. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребенок в такой колыбельке умрет.
   В доме колыбель ставили ближе к печи, так, чтобы ребенок лежал головой к порогу. Там проходила вторая матица – это бревно, перекинутое поперёк, на котором держались доски потолка, в неё прочно и главное надежно,  вбивалось кольцо. К кольцу крепился качок  – виток толстой проволоки, а на него подвешивалась зыбка: от углов ящика шли верёвки, которые сходились на нужной высоте в петлю, она надевалась на нижний крючок пружины.   Механизм был простой. При оттягивании зыбки вниз, при резком движении, люлька дёргалась, подпрыгивала, так ребенок укачивался и успокаивался. Могли зыбку вешать и просто на очеп – длинную деревянную жердину. Для этого лучше всего подходила берёза – она немного гнулась и пружинила. Маленьких нянек учили правильно «управлять» колыбелью. 
Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу. К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию. Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть.
     Категорически запрещалось, чтобы на колыбель падал лунный свет. У славян существовало и другое поверье, связанное с колыбелью: ни в коем случае нельзя было оставлять колыбель неприкрытой, без одеяльца или покрывала – считалось, что в нее тут же положит своего «ребенка домовой, а человеческому дитяте станет тесно, он станет беспокойным и болезненным, не будет спать». Иногда колыбель использовали в ритуалах, которые способствовали прекращению града, сильного ветра, мора животных: женщина брала колыбель с ребенком, обходила весь домашний скот, и говорила: «Как моя коляска полна, так полным будет мой двор (или мой дом)!». И таких поверий  у народа было очень много, часть из них мы используем и в современное время.


 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________




Все люди делятся на пессимистов, оптимистов и реалистов. У пессимистов, как известно, стакан всегда на половину пуст, у оптимистов он наоборот на половину полон, реалисты же интересуются лишь тем, сколько осталось целых бутылок. Пройдите #тест_на_тип, узнайте, к какой категории относитесь вы.

                                                                                                                         https://onlinetestpad.com/t/itogi5letRostov-on-Don



 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________

Предыдущие страницы  3 2 1

_____________________________________________________________________________________________


/html