Каменский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества, в рамках проекта «Виртуальный музей», предлагает знакомство с лучшими коллекциями, выставками, наиболее интересными материалами, написанными сотрудниками.

_____________________________________________________________________________________________

Предыдущие страницы   6 5 4 3 2 1

_____________________________________________________________________________________________
1

Новый год один из самых чудесных праздников в году. Именно в этот период все стремятся сделать свои дома как можно красивее. Наряжают ёлки, готовят праздничный ужин. Одна из традиций- украшать окна.

Каменский музей присоединяется к Всероссийской акции «#Новогодние окна». Декорирование окон – неотъемлемая часть новогоднего убранства и жилых домов, и офисов. Неизвестно, откуда берет свое начало эта традиция, но именно она легла в основу сетевого флешмоба, который проводят Всероссийский конкурс для школьников «Большая перемена», Российское движение школьников и Федеральное агентство по делам молодежи.

В этом году, в связи с отменой во многих регионах массовых праздничных мероприятий, большая часть культурной жизни переместилась в Интернет, и новогодний праздник не стал исключением. Всероссийская акция «Новогодние окна» – одно из таких мероприятий. Принять в нем участие может каждый.🌟 ✨ 🌲 ⭐ ❄ ❄ ❄ ⛄ 🎄 🎄 🎁 🎁 🎁 🎉 🎊

#Новогодниеокна #КМДИ #Каменский_музей #музей #Новый_год


Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"

#КультураРФ
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________
2

По представлению министерства культуры Правительство Ростовской области присвоило звание «Мастер декоративно-прикладного искусства Дона» нашему земляку Василию Байбарину, который занимается резьбой по дереву с 1982 года.

На протяжении многих лет Василий Иванович представляет свои работы практически на всех крупных культурных мероприятиях Ростовской области, Краснодарского края, республик Северного Кавказа. Он участник городских и областных мероприятий, смотров, конкурсов, фестивалей. Многие предприниматели, отправляясь в другие регионы страны, приобретают резные изделия каменского мастера в качестве сувениров.
Василий Байбарин обладает незаурядными творческими способностями. В каждый предмет из дерева мастер-резчик вкладывает частичку своей души, все его работы уникальны. Он награждён медалью «За доблестный труд на благо Донского края», имеет множество дипломов, благодарностей за участие в фестивалях, конкурсах, выставках народного творчества, способствующих развитию декоративно-прикладного искусства и сохранению народных традиций Донского края.

И, конечно же, Василий Иванович активно сотрудничает с Каменским музеем. Его работы есть музейной коллекции, он регулярно проводит мастер-классы, принимает участие в областном Фестивале музеев.


 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________
3

Коллекция спичечных этикеток о Беловежской пуще

В коллекции «Графика» нашего музея есть спичечные этикетки с видами флоры и фауны республик СССР, наиболее богатая серия под названием «Беловежская пуща». Во все времена уделялось внимание экологии, сохранению животного мира, на сегодняшний день эта тема особенно актуальна.
Каждый год, по разным причинам мы теряем редкие виды птиц, зверей, растений, порой остаются единицы видов и восполнить их очень трудно. Серия этикеток рассказывает о самом крупном в Западной Европе заповеднике Беловежская пуща, расположенном на территории Польши и бывшей Союзной Республики Беларусь.


Заповедник известен своими реликтовыми первобытными равнинными лесами. Площадь его составляет 152,2 тыс. га., хотя в более ранние века она была гораздо больше. Сегодня «Беловежская пуща» является туристическим маршрутом, со всего мира туристы с удовольствием посещают эти красивейшие места, со своей уникальной флорой и фауной. На спичечных этикетках мы можем наблюдать это разнообразие.
В наборе спичечных этикеток, выпущенных спичечной фабрикой «Ревпуть» г. Злынка Брянской области в 1975 году ,мы видим разнообразие животного мира: волка, зайца, ласку, цаплю, белого аиста и др.
Но среди них есть и исчезающие, которые бережно охраняются заповедником: летний горностай, росомаха, благородный олень и, конечно же, зубр.
В наборе Борисовкой фабрики Белоруссии в конце 50-х начале 60- х гг. выпущена серия «Беловежская пуща», в ней представлено много животных и птиц уникального заповедника: сокол, сапсан, черный аист, рябчик, глухарь и т.д.






С 1991 г. заповедник получил статус – Государственного национального парка.
С 1992 г. ЮНЕСКО включил в список Мирового наследия человечества.
В 1993 г. присвоен новый статус – биосферного заповедника. В 1997 г. присужден Европейский диплом.

Наш музей гордится такой ценной коллекцией спичечных этикеток, как «Беловежская пуща».

#КМДИ #Каменский_музей #музей #спичечные_этикетки #спички #СССР


Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________
4

Твори добро. К декаде инвалидов.

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. Особое внимание уделяется равным со здоровыми людьми возможностям.

Позднее Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены ООН ежегодно проводить мероприятия в ознаменование этого дня, имея в виду дальнейшую интеграцию в жизнь общества людей с инвалидностью.

В нашем городе тоже традиционно проходит декада, приуроченная к Международному дню инвалидов, призванная еще раз привлечь внимание общества и государства к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья. А еще в эти особенные десять дней они получают возможность во всеуслышание заявить о том, что их жизнь может быть такой же насыщенной, творческой и интересной.
В Каменске проводятся мероприятия, организуются выставки работ людей с ограниченными возможностями. Ведь давно известно, что можно иметь ограниченные физические возможности и совершенно неограниченные творческие способности.

Всего в нашем городе пять общественных организаций инвалидов Каменска, также 2 коррекционные школы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Одна из главных задач: социально-культурная реабилитация, вовлечение в полезную общественную деятельность, помощью в трудоустройстве.
Часто мы не ценим то, что кажется обыденным, а потому перестаёт быть значимым: звуки природы, детский смех, голоса родных. Но есть люди, которые знают как это сложно, почувствовать за абсолютным безмолвием — слова, за беззвучием — музыку, за тишиной — голоса.
Этот день особая страничка в календаре. Он призывает общество задуматься о милосердии, протянуть руку помощи нуждающимся в поддержке, объединяет всех, кто не остаётся равнодушным к мужеству, талантам и способностям, умению настойчиво идти к намеченной цели.
В Каменске ограничения по здоровью имеют более 5 тысяч человек. И, несмотря на это, каждый− настоящий талант.
С 2000 года администрацией города для инвалидов учреждена премия «Феникс». Она присуждается инвалидам, достигшим высоких результатов в одной из сфер деятельности, и являются примером для окружающих в достижении поставленной цели.
В Каменском музее хранятся работы тех, кто имеет ограничения по здоровью, но при этом создавал и создаёт великолепные произведения искусства. В коллекции иконы из бисера, золотое шитьё, резьба по дереву, вышивка и многое другое. Здесь кружевная резьба по дереву А. Байбарина, удивительным образом сочетающаяся с живописью маслом − сценами из романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».

Уникальны образы святых, вышитые бисером В. Овсянниковой. В музейной коллекции три работы талантливого мастера: «Умиление Свято-Дивеевское», «Вознесение», «Христос Спаситель». Переливаясь на свету, они излучают особое тепло, приковывая к себе внимание. Всматриваясь в лики святых, не сразу понимаешь, что перед тобой не простые иконы, исполненные традиционным способом – маслом по дереву, а вышитые бисером, что придает им торжественность и даже некую таинственность.

Не менее интересны иконы, выполненные в технике золотое шитьё В. Сердюк− настоящая живопись иглой. Мастер работала в старинной технике, возрождая церковное искусство шитья прошлого.
Все работы талантливых мастеров −это возможность приобщиться к прекрасному, познакомиться с великим творческим наследием России.

#КМДИ #Каменский_музей #музей #Декада_инвалидов #прекрасное #КультураРФ #Мир_прекрасного #искусство



Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________
5


День неизвестного солдата.

Предлагаем вашему вниманию онлайн-лекцию, посвящённую Дню Неизвестного солдата, который отмечается сегодня.
Дата призвана увековечить воинскую доблесть и бессмертный подвиг погибших в боевых действиях воинов, чье имя так и осталось неизвестным.
В декабре 1966 года, в день 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой, в Александровский сад с 41-го километра Ленинградского шоссе - места кровопролитных боев - был перенесен прах Неизвестного солдата. 8 мая 1967 года официально открыли новый мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата».
Вечный огонь славы зажжён от пламени на Марсовом поле в Санкт- Петербурге. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» – начертано на гранитной плите надгробья.

Этот день посвящен всем пропавшим без вести и безымянным воинам, отдавшим свою жизнь за Родину.
В нашем городе 9 мая 1971 года на площади Труда был открыт Мемориальный комплекс «Героям гражданской и Великой Отечественной войны».
В центре, на фоне стеллы, установлена скульптурная группа из фигур трех солдат, танки Т-34 и Т-70, на постаментах, плиты с именами похороненных воинов-освободителей, подпольщиков и замученных фашистами жителей города, а также плита с Вечным огнем. Авторы комплекса: архитектор Л.В. Кузнецов, скульпторы А.Х. Джлаухян и Ю.В. Шубин.

Всего здесь захоронено порядка 580 человек, но большинство имён так и осталось неизвестно.
Мемориальный комплекс является объектом культурного наследия регионального значения.
На территории нашего города много мест, связанных с Великой Отечественной войной.

Памятник «Коленопреклоненный воин со знаменем» установлен в 1948 году у братской могилы воинам, погибшим при освобождении Каменска в феврале 1943 года. Находится он у дома № 2 по ул. Сапрыгина. Здесь захоронены 63 солдата, известны имена лишь 21 воина. В центре на постаменте стоит памятник. В 2008 году он разрушился. По эскизам и фотографиям старого монумента каменским художником М.А. Деркунским изготовлен новый памятник, который был торжественно открыт 5 мая 2009 года.


#КМДИ #Каменский_музей #музей #День_неизвестного_солдата #КультураРФ

 


Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________
6

Подстаканник, выполненный в технике скани

В коллекции Каменского музея есть много предметов, выполненных в различных техниках декоративно-прикладного искусства: это известные народные промыслы и работы местных мастеров.
Речь пойдёт об одном из видов ювелирной техники – скани. Само слово произошло от глагола «съкати» − свивать в одну нить несколько прядей. Скань или филигрань −ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

Первоначально филигрань начали делать в Древнем Египте. Оттуда вообще пришло много интересного и не только из сферы искусства. Позднее эту технику переняли греки, финикийцы и индийцы. Лишь потом восточными торговыми путями филигрань появилась на Руси. У нас она стала использоваться с IX –X веков. Только вместо витой проволоки первоначально использовались зерни. Ажурная и рельефная скань появилась лишь в XII веке. Наиболее древние филигранные творения этого периода, украшенные драгоценными камнями — «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы» — ныне хранятся в Оружейной палате. Ажурная скань — способ изготовления филиграни, при котором декоративные элементы спаиваются между собой без фона, образуя металлическое кружево. Объёмная скань применяется при создании таких предметов, как вазы, кубки, шкатулки, фигуры животных и др.

В музейной коллекции есть старинный подстаканник, выполненный в технике скани. Изготовили его в середине прошлого века, когда подстаканники использовали довольно активно. Они были почти в каждой семье, кафе, ресторанах и, конечно, в поездах чай подавали в стаканах с подстаканниками.
Когда подстаканники стали появляться на торжественных столах, мастера стали декорировать их – ввели технику художественного литья и гравировки. История, литература, искусство и сама эпоха отражались в их украшениях.
Предмет, о котором идёт речь, выполнен с лёгкой прямоугольной металлической ручкой и украшен замысловатым растительным орнаментом. Основание более объёмное, металлическое. Конечно же, далеко не в каждом доме были такие подстаканники, имеющие ещё и художественную ценность.
Но упрощённый вариант использовали во многих семьях.

#КМДИ #Каменский_музей #Каменск #подстаканники #история #КультураРФ

Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________
7


Как строилась станица Каменская на новом месте

Застройка станицы с 1816 г. на правом берегу Северского Донца началась со стороны реки: улица Базарная, где были устроены станичный майдан и казачий рынок, улица Коммерческая с торговыми лавками, ул. Госпитальная- с окружным госпиталем и др. Но ближайшая улица к реке - Рыгинская. Сейчас она называется Нижне-Балочной. Дальше застраивалась улица Донцевая, сейчас это улица «Набережная».
Все они пересекали Московский тракт, застроенный по старинному шляху, превратившемуся во времена Петра Первого в Генеральный почтовый тракт и переименованный с момента застройки станицы на правом берегу Донца в Донецкий проспект. Название проспекта неоднократно менялось: Казанский, Московский, Николаевский, Донецкий, ныне это проспект Карла Маркса.

Гуляя по городу, приглядываясь к домам, можно окунуться в историю застройки. Сразу поясним, что зданий, построенных в начале XIX века сохранилось не так уж и много. Виной всему война 1941-45 годов. Город нещадно бомбили с самолетов, били по нему с самых разных орудий. В результате, когда после войны его стали восстанавливать, то один из приехавших архитекторов сказал : «Это не город, это - этажерка».
Послевоенная застройка города. Тем более дороги нам сохранившиеся до настоящего времени старинные здания.

По плану архитектора Франца де Волана по примеру европейских городов улицы города должны быть прямыми, широкими, ровными. Большая часть города так и застроена.

А окраина застраивалась иначе. Это фото улицы Набережной. Разминуться 2 машины на этой улице едва ли смогут. И дома здесь игрушечные, взрослый мужчина легко дотянется рукой до крыши.

Рядом с большим солидным домом мы встречаем дом, который меньше раза в три.

История застройки их порой очень интересна. Вспомним историю строительства Атаманского дворца (улица Ленина дом № 74). В 1913г. большой каменный двухэтажный дом –окружной атаманский дворец- построил и.о.окружного атамана полковник Петр Михайлов, (историческое здание начала ХХ века).Ныне в нем располагается штаб реестровых казаков Каменска и городская Дума. Деревянный дом, где сейчас находится БТИ, возвели для управляющего строительством Атаманского дворца. Затем в этом доме находилась обслуга дворца (кучера, повара и т.д.) Позже этот дом назывался Домом приказчика, (своеобразный клуб). В годы гражданской войны его, по мере перехода власти из одних рук в другие, занимали то штаб белых, то штаб красных. Позже, вплоть до оккупации города фашистами, этот дом занимал горисполком. После ВОВ в нем располагался отдел образования.

Станичники строили дома, судя по их размерам, соответственно своему материальному положению. Сохранились огромные дома, некоторые станичники строили сразу по 2-3 дома. Особенно отличается этим нынешняя улица Ленина, которая в свое время соединяла железнодорожный вокзал с Донецким проспектом. После революции с 1920 г. она стала называться «Советской», а после смерти В.И.Ленина с 1924 года эта улица носит его имя.

Улица Вокзальная была одна из самых элитных, где проживала станичная знать.
В XIX веке это была тихая, спокойная улица, так называемый «спальный район», транспорта в то время практически не было.

#КМДИ #Каменский_музей #Каменск #улицы #история #город #КультураРФ

Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________
8

Краеведческие чтения

23 ноября 2020 г. в Ростовском областном музее краеведения состоялась научно-практическая конференция «ХХХ Краеведческие чтения».

Мероприятие прошло по итогам научно-исследовательской работы музеев за 2019 год. Впервые, в связи с введением ограничительных мер из-за заболеваемости населения коронавирусной инфекцией, количество посетителей этого мероприятия было ограничено.
Но за ходом конференции можно было наблюдать всем музейным сотрудникам на местах в онлайн формате и даже задавать свои вопросы докладчикам.

Всего в программу было включено 14 докладов. Спектр представленных тем научных сообщений был разнообразен. Большое внимание уделили периоду Великой Отечественной войны. Также были выступления на темы, касающиеся истории, археологии, этнографии, изобразительного искусства. На конференции присутствовали представители министерства культуры, руководители и сотрудники областных музеев: Таганрогского литературного и историко-архитектурного музея, Ростовского областного краеведческого, Раздорского этнографического музея и других.

Научный сотрудник Каменского музея Т.И.Самарченко рассказала о фильмах, которые снимали в нашем городе.
По итогам конференции будет издан сборник тезисов «ХХХ Краеведческие чтения.

#КМДИ #Каменский_музей #Краеведческие_чтения #музей




Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________
9

Стереопары

В наших материалах мы уже рассказывали о стереоскопе — оптическом приборе для просмотра «объёмных» фотографий. Принцип его работы довольно прост – две одинаковые фотографии попадают в прибор так, чтобы один глаз видел только один снимок, другой глаз—второй, в итоге мы получаем «объёмное» изображение.
Считается, что 3D-технология является современным достижением науки и техники, однако её история насчитывает без малого два века, и эффект от появления объемной картинки завораживал зрителей ещё в середине XIX века. Но наибольшей популярностью они пользовались в конце XIX− начале XX вв.
Редко в каком доме не было стереоскопа и набора фотографий к нему.

Если мы посмотрим на стереопары, то можно увидеть быт тех лет, архитектуру, как одевались люди, проводили свой досуг в то далёкое время.

В музее много наборов фотографий для стереоскопа. Давайте посмотрим некоторые из них. Конечно же, большинство из них выцвели и обтрепались по прошествии времени. Но все они −наша история, пусть и очень далёкая.





#КМДИ #музеи #виртуальный_музей #стереопары #стереоскоп
 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________
10
Пересматривая коллекцию музея «Графика» с разделом спичечные этикетки мы полностью погружаемся в политическую, экономическую, культурную и пропагандистскую жизнь советского общества, огромной страны с названием СССР.
Спичечные этикетки несли как агитационный, так и рекламный смысл. Пик филумении пришелся на 1960-1980 годы развития СССР. В 1955 г. при Министерстве бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР был образован художественный совет, на нем и утверждались все выпуски этикеток. Сам совет состоял из директора, ведущих специалистов и, конечно же, художников, которые и рисовали эскизы для будущих этикеток. Было разработано огромное количество различных серий на разные темы. И в нашей коллекции мы встречаем очень много спичечных этикеток о достижениях, открытиях страны в экономическом развитии, конструировании, машиностроении, развитии химической промышленности и т.д.
Вот несколько серийных выпусков спичечных этикеток на эти темы из нашей коллекции.

На самой верхней этикетки 1958 г. мы видим надпись: «Атомная электростанция», − применение атома имело огромное значение, как в те годы, так и сейчас в жизни и развитии страны.
Не менее актуальна и химическая промышленность. В СССР было построено огромное количество химических заводов по производству пластмассы, клея, красок, лака, полипропилена. Тому свидетельство наши этикетки, на них мы и видим развитие химической отрасли. На оранжевом фоне с изображением видов химпромышленности изображены банки с лаком и клеем; изделия из аминопласта: радио, настольная лампа; одежда и т.д. А выше общая надпись: «Синтетические материалы в жизнь», звучит как лозунг.
Кстати, в нашем г. Каменск – Шахтинском есть два крупных химзавода АО «Каменскволокно» и ФКП «Комбинат Каменский» построенных в 30- е гг., в СССР, где и по сей день занимаются выпуском химической продукции.

Следующая серия спичечных этикеток посвящена развитию машиностроения в советские годы. Особенно важна эта сфера была для сельского хозяйства. В стране в те годы было много колхозов, совхозов, где занимались выращиванием сельскохозяйственной продукции для всей страны. СССР полностью обеспечивал мясом, зерном, овощами и фруктами своих граждан. Поэтому выпуски спецтехники были очень важны. На наших этикетках 1957 г. выпущенных фабрикой «Красная звезда» г. Кирова мы видим грузовые и уборочные машины, тракторные прицепы, молотилки, трактора, погрузчики различных модификаций.

Мы посмотрели только часть музейной коллекции на эту тему. Но можно уже понять, какой подъем был в развитии промышленности и экономики всей страны.

#КМДИ #Виртуальный_музей #музей #спичечные_этикетки #Культура_РФ
 
 
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники"
#КультураРФ #НочьМузеев #НочьМузеев2020
#сидимдома #лучшедома #КМДИ #музеи #виртуальныймузей

_____________________________________________________________________________________________


 
Предыдущие страницы   6 5 4 3 2 1

_____________________________________________________________________________________________


/html