Версия для слабовидящих



Каменский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества, в рамках проекта «Виртуальный музей», предлагает знакомство с лучшими коллекциями, выставками, наиболее интересными материалами, написанными сотрудниками.

_____________________________________________________________________________________________

страницы   11 10  9  8  7  6  5  4  3  2  1  предыдущая 
_____________________________________________________________________________________________  
12

В.Г. Лазарев «Молотьба»

Сегодня в рубрике «История одного экспоната» мы расскажем о картине нашего земляка Владимира Григорьевича Лазарева «Молотьба».
В коллекции музея на данный момент находятся 24 работы этого замечательного художника. Эти картины передали из Новочеркасского музея истории Донского казачества по завещанию художника, который много лет прожил в США.
Художник некоторое время жил в нашем городе и в память об этом времени решил оставить каменчанам свои работы.
Владимир Григорьевич родом из донских казаков. Приход большевиков, их теории и задачи были чужды семье Лазаревых и они перебралась в Югославию. Лазарев успешно заканчивает Донской кадетский корпус императора Александра III в Белграде, затем продолжает обучение в Горной академии в Чехословакии. Параллельно, занимается танцами, много времени тратит на конные прогулки. Не бросает и любимую живопись.
В итоге в 1930-е годы Владимир Григорьевич избирает путь профессионального танцора и циркового наездника. С труппой казаков-джигитов он долго работал в Марокко. Затем поступает танцором в Платовский казачий хор Н.Ф.Кострюкова. Позже был приглашён в Донской казачий хор А. Жарова, с которым объездил весь мир и подолгу гастролировал в Париже. В 1960-е выступал в ансамбле «Балалайка» под управлением Н. Грушко. В конце 1960-х – начале 1970-х входил в группу исполнителей кавказских и персидских танцев Джамала Тамахея. Выступал он также в ресторанах «Две гитары», «Русский медведь», «Эрмитаж».
Всё это время живопись оставалась его хобби. Где бы ни бывал Владимир Григорьевич, он неизменно делал наброски своих будущих живописных полотен. Живя вдали от родины, художник скучал по России, родным казачьим хуторам, той жизни, которую ему пришлось оставить из-за эмиграции.
Владимир Завалишин познакомился с Лазаревым на берегу, в старинном немецком городе Регенсбурге. Позднее они общались в США и других странах. Вот что он вспоминает: «Когда я стал посещать Владимира Лазарева в Сохо, я понял, он зарабатывал на жизнь, как лихой наездник и замечательный танцор, но истинное его призвание в другом: Владимир Лазарев был художником Божией милостью. Картины его выполнены на профессиональном уровне.»

В работе «Молотьба» мы видим будни Донского хутора. Она находится в запасниках Каменского музея и вместе с остальными картинами прошла реставрацию.
Урожай собран и теперь мужчины и женщины заняты обработкой пшеницы - молотьбой. На переднем плане изображены четверо мужчин и три женщины, которые добывают зерно с помощью ударов по колосьям специальным приспособлением - цепом.
Казачки одеты в традиционные блузы и пышные юбки. Волосы собраны под яркими платками, завязанными сзади. Казаки в штанах, заправленных в сапоги и свободных рубахах. Рядом сено, собранное в большие стоги. На заднем плане небольшой курень (традиционное жильё казаков), фруктовые деревья и типичный для тех мест забор-плетень.
Как и в других работах Лазарева, живопись здесь насыщенная и фактурная, со свободным рельефным мазком. Цвет и свет несколько доминируют над рисунком, но не в такой степени, как в работах Клода Моне. Хотя, здесь по-прежнему, явный реверанс в сторону такого направления в живописи, как импрессионизм.

#КМДИ #музей #живопись #Лазарев #виртуальныймузей #Каменскиймузей
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники" 

Коллекция статуэток

В коллекции Каменского музея есть значительное количество статуэток. О некоторых из них и пойдёт речь. Но сначала немного истории.
Статуэтки могут иметь множество назначений — от культового до утилитарного. В настоящее время статуэтки широко используются в качестве сувениров, комнатных украшений, детских игрушек и даже наград для лауреатов премий.
Появились они ещё в первобытном обществе. В то время изготавливалось большое количество статуэток женщин. Ученые дали им общее название: «Венеры палеолита». Эти фигурки были вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня.
Встречались также изображения животных, которые использовали как оберег от злых сил и болезней.
В Европе всплеск интереса к малой скульптуре пришелся на эпоху Ренессанса, когда искусство вышло из-под власти церкви. Особенно способствовала развитию моды на статуэтки Мейсенская фарфоровая мануфактура. Для светской Европы мейсенский фарфор сразу же стал предметом культа.
В России мода на фарфор считается введённой Петром I, который, посетив в 1712 году резиденцию короля Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и был восхищён увиденным. По его указанию была создана Китайская комната Монплезира и произведены первые закупки фарфора. Петр I всеми силами пытался раскрыть «большой фарфоровый секрет». Это стало возможным, благодаря исследованиям российского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова.
С приходом к власти Екатерины Великой наступает расцвет художественного фарфора. Императрица приглашает в Россию иностранных художников. Статуэтки становятся частью интерьера в богатых семьях, позднее и в крестьянских избах.
В советскую эпоху производство статуэток превратились в предмет массовой культуры, доступной всем категориям граждан. С этого момента второю жизнь приобретают производства в Ликино и Дулево, организовывается крупный фарфоровый завод в Ленинграде.

Статуэтки советского периода должны были иллюстрировать социальную идиллию, которая пришла на смену строю, полностью исчерпавшему свои внутренние и внешние возможности. Фарфоровые статуэтки СССР послевоенного периода приобретают элементы пышности и украшательства, которые сменились необычным синтезом авангарда и монументализма в годы правления Никиты Хрущева. Не менее популярны были статуэтки и в эпоху Брежнева.
В коллекции Каменского музея большая часть статуэток именно советского периода. Давайте обратимся к этим работам.
Балет всегда был и остаётся нашей гордостью. Статуэтка балерины была изготовлена в 60-е годы XX века на Ленинградском фарфоровом заводе. Аналогичных фигурок выпускалось очень много.

Перед нами хрупкая фигурка девушки, сидящей на белой овальной подставке. В коротких завитых волосах золотистая лента с небольшим бантом. Волосы зачёсаны наверх, лоб открыт. Одета девушка в балетную пачку с открытым верхом. На ногах пуанты. На скульптурной композиции запечатлён момент, когда юная балерина отдыхает. В интерьере такие фигурки использовали в советское время очень активно, они, как правило, украшали гостиные. Их также ставили в комнаты девочек, в надежде, что растят будущую звезду балета.
В советскую эпоху фарфоровые статуэтки не вызывали трепетного ощущения, рассматривались как утилитарный предмет, основное назначение которого привнести в скромные интерьеры элементы необычности и традиционализма.
Чаще всего коллекции создавались случайно, без акцентирования внимания на художественный стиль, особенности росписи или качество материала статуэток, как изображение девушки, со шляпкой в руках.
В наших ближайших материалах мы обязательно познакомим вас с остальными экспонатами музейной коллекции «скульптура».

#КМДИ #Каменский_музей #музей #статуэтки #cкульптура #искусство #КультураРФ


Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники" 
_____________________________________________________________________________________________  
10

История одной фотографии. Каменск судоходный.


Советский Союз перестал существовать 21 декабря 1991 года, но до сих пор он представляет огромный интерес у людей. Особенно период 1970-1980-х годов, который многие вспоминают с ностальгией. Листая старые фотографии тех времён, мы видим, как изменилась наша жизнь, став в чём-то лучше, в чём-то сложнее и намного дороже.
На летней фотографии, сделанной Г.Костенко, фрагмент автодорожного моста через реку Северский Донец и прогулочный теплоход «Чайка». Сейчас сложно представить, что по нашей речке могут проплывать такие суда. А в 70-80-ее годы прошлого века большинство крупных предприятий Каменска имели в активе теплоходы, на которых в выходные дни катали сотрудников, их детвору. Можно было провести время на турбазе, также принадлежавшей предприятию. И всё это было совершенно бесплатно. Так было принято организовывать досуг советских людей.

Теплоход на фотографии принадлежал Каменскому Машиностроительному заводу. Но аналогичные суда были и у химкомбината, называемого в то время «Россией», и у «Каменскволокно» и других крупных предприятиях города. Наша речка была по-настоящему судоходной. По ней курсировали груженные огромные баржи. А в Ростов или Белую Калитву можно было добраться на «Ракете» или «Метеоре». Сейчас об этом можно только мечтать. Донец обмелел и больших судов здесь давно никто не видел.
А вы помните те времена, когда катались на теплоходах, а может быть кто-то захочет поделиться фотографиями, сделанными на воде?

#КМДИ #Каменский_музей #СССР #Советский_Союз #лето #речка #судоходство #теплоход
_____________________________________________________________________________________________  
9

Ромашка в ладошке

Ко Дню семьи, любви и верности в Каменском музее прошло мероприятие «Ромашка в ладошке» и конкурс детского рисунка.

Ребятам, отдыхающим в детских пришкольных лагерях, рассказали о празднике, который тесно связан с историей и жизнеописанием святых благоверных Петра и Февронии. Эта супружеская чета жила в городе Муроме в XII-XIII веках.

История их романтичной любви началась с настоящего чуда, о чём и сообщается в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских»: благоверный князь Пётр, вступивший на Муромский престол, болел проказой. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение, что исцелить его сможет дева Феврония. Она исцелила князя Петра, за это он взял её в жёны. Довольно быстро Пётр по-настоящему влюбился в Февронию и не представлял, как жил без нее ранее. Их семья, где всегда царили взаимные чувства, доверие и согласие, стала символом истинной преданности.
По легенде, они умерли в один день - 8 июля 1228 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
С 2008 года в России отмечается День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, покровительствующих семье и браку.
Символом Дня семьи выбрана ромашка - полевой цветок, символизирующий чистоту и мечты о любви и верности.
Узнав историю праздника детвора с удовольствием стала рисовать цветными мелками на асфальте ромашки, украсив двор музея.
Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники" 
8

История главной улицы нашего города-проспекта Карла- Маркса.

(Продолжение)

На табличках с названиями улиц нашего города часто встречается двойное название. Так, у проспекта Карла Маркса второе название - Донецкий. Вспомним историю возникновения двойных названий.

Почтовый тракт, ныне проспект Карла Маркса, имел несколько названий: Казанский (так как проходил через станицу Казанскую), Московский (исток- Москва). На карте 1857 г. он значился как Николаевский (в честь Николая I-го). Но это название не прижилось. А название «Донецкий» ( виноват в этом наш Донец) сохранилось до начала 20-го века.

После революции переименование городов, областей, улиц происходило довольно часто. Так, в 1924 году нынешняя Ростовская область, то уменьшаясь, то увеличиваясь в размерах, четыре раза (за год!!!) поменяла свое название:

1920-1924 годы – Донецкая губерния УССР.

1924 год – Юго - Восточная область РСФСР.

1924 год – Юго - Восточный край.

1924 год – Северо - Кавказский край.

Вероятно, местные власти Каменска решили не отставать от своих старших товарищей, и в 1927-1928 годах поменяли названия многих улиц Каменска. Председателем Каменского райисполкома в то время был Бувин Михаил Данилович, большевик, участник революционных событий. Так Донецкий проспект стал проспектом Карла Маркса, Грековская улица-улицей Ворошилова, Коммерческая -Кирова, Покровская -Подтелкова, Базарная – Мусина, Платова - Башкевича. Даже улица Бувина появилась в городе, но так как именами живых героев называть улицы было не принято, улицу вновь переименовали и сейчас это улица Кривошлыкова. С переименованием улиц даже были курьезы. Рассказывают, что Атаманский переулок с 1925 года стал называться Буденновским. Лично Буденному это очень нравилось и он неоднократно бывал у нас. Но через некоторое время он попал в немилость и переулок было приказано переименовать, стал он Коммунистическим. Буденный обиделся и больше в город не приезжал.

По поводу новых названий улиц один из гостей из города Санкт- Петербурга заметил: «Я думал, что самый революционный город - наш С-Петербург. Но по количеству улиц, названных в честь революционеров, вы нас обошли».

Еще один маленький рекорд нашего Каменска!


_____________________________________________________________________________________________  
7

История главной улицы нашего города -- проспекта Карла Маркса.

Главная магистраль нашего города, соединяющая две важные стратегические точки города – реку Северский Донец и железную дорогу – проспект Карла Маркса. С него началось 5-е заселение станицы Каменской с 1817 года на высоком правом берегу реки Северский Донец с благословения и помощи знаменитого казачьего атамана М.И. Платова. Проспект существовал с древнейших времен, но в другом предназначении. Это была обычная грунтовая дорога. Правда и они делились на скотопрогонные, чумацкие (по которым перевозили соль) и проселочные. В начале 1700-х годов по указу Петра Первого был создан конно-почтовый тракт, который тянулся от Москвы до Кавказа через Елец, Воронеж, далее на Казанскую, Астахов, Каменскую, Белгородцевскую, Новочеркасск и Аксай, где в то время была переправа через реку Дон.

На тракте обязательно ставили верстовые столбы: верста равнялась 1 км 0666 м. Передвигались в те времена на лошадях, поэтому, исходя из возможности лошади, через каждые 25 верст друг от друга находились станции, где можно было поменять уставших лошадей. Они именовались «ямами», смотрители станций «ямщиками». Позже ямщиками стали называть кучеров почтовых трактов.

В 1745 г. по тракту в районе бывшего кинотеатра «Родина» станицы Каменской появился такой ям. Правда, сама станица еще находилась на левом берегу Северского Донца на месте нынешней Старой Станицы. Здесь на станции можно было поменять лошадей, починить кареты или сани, здесь же находились склады с кормом для лошадей, кузницы, где можно было подковать лошадей и, естественно, здания, где отдыхали путники. Ямы просуществовали до 1828 г.

На смену им пришли заведения под названием «Почта». К великому сожалению от нашего «яма» не сохранилось ничего, а на хуторе Белгородцево (недалеко от х. Волченский) сохранилось здание, в котором в настоящее время казачьим обществом создан музей, получивший президентский грант.

Через нашу станицу Каменскую по почтовому тракту проезжали многие известные люди того времени, с 1826 по 1831 годы на перекладных в сопровождении жандармов проследовали Бестужев-Марлинский, Одоевский, Пущин и др. декабристы. Через станицу проследовал царь Александр III по пути на Кавказ, в 1829 году проезжали А.С. Пушкин и Добролюбов. Трижды – в 1825, в 1837, в 1840 годах на Кавказ и обратно проследовал М.Ю Лермонтов.

25, 26 и 27 января 1854 г. на Каменской почтовой станции в течение 3-х суток находился Л.Н. Толстой, заблудившийся в буран, когда возвращался с Кавказа. Существует предание, что отогревался он чаем из 3-х ведерного самовара, который сохранился в нашем музее.

Движение по станичному отрезку почтового тракта было весьма оживленным. Так, в 1812 году через Каменскую проследовало 12 000 экипажей, 15 000 груженных арб, гурты волов, коров, лошадей, овец общей численностью 110 000 голов.

Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники" 
_____________________________________________________________________________________________  
6

Матвей Иванович Платов
(6 августа 1751 — 3 января 1818)


Известный русский военачальник, войсковой атаман Донского казачьего войска (с 1801 г.), генерал от кавалерии (1809 г.), граф (1812 г.). Принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века. В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенес столицу Донского казачьего войска. Благодаря ему станица Каменская обрела с 1817 г. новое место расположение- высокий правый берег Северского Донца.
Матвей Иванович поступил в службу на Дону в Войсковую канцелярию в 1766 году в чине урядника, а 4 декабря 1769 года получил чин есаула.. Всей его военной карьере сопутствовала удача. В 1771 г. он отличился при атаке и взятии Перекопской линии и Кинбурна. В 19 лет он уже командовал казачьим полком. В 1774 году воевал против горцев на Кубани. 3 апреля был окружен татарами у реки Калалы, но сумел отбиться и заставил противника отступить. Умело и самостоятельно отразил семь атак «немирных» горцев на казачий походный стан. За этот подвиг был награждён по указу императрицы Екатерины II именной золотой медалью. Тогда и прозвучали слова Матвея Ивановича Платова, ставшие его жизненным девизом:
Честь дороже жизни!..
Русско-турецкую войну 1787 — 1791 годов Платов прошел от начала и до конца. В 1797 году, во время правления Павла I, Платов был заподозрен императором в заговоре, исключён из службы и сослан в Кострому. В 1800 году его арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. В январе 1801 года он был освобожден и по указу Павла I стал участником Индийского похода Войска Донского. Лишь со смертью Павла в марте 1801 года уже выдвинувшийся во главе 27 тысяч казаков к Оренбургу Платов был возвращен Александром I. 26 августа 1801 года М.И. Платов получает высочайший рескрипт о назначении его войсковым атаманом Войска Донского. 15 сентября того же года он произведен в чин генерал-лейтенанта, при этом награждён Орденом Св. Анны 1-й степени.
В атаманском звании Матвей Иванович занялся «усовершенствованием» вверенного ему казачьего войска, много сделав для улучшения его военной организации и повседневной жизни. Под его руководством реорганизуется войсковое управление, реформируется донская артиллерия.
Талант казачьего полководца у Платова «стал всем виден и заметен» в ходе войн против наполеоновской Франции. . В кампании 1807 года Матвей Иванович командовал всеми казачьими полками действующей армии. Он прославился своими лихими налётами на фланги французской армии, нанёс поражение нескольким отдельным отрядам. . За успешное прикрытие русской армии, отходившей к городу Тильзиту, стоявшему на пограничной реке Неман, атаман был награждён алмазными знаками к Ордену Св. Александра Невского. В Тильзите, где был заключен мир, Платов познакомился с Наполеоном, который признал боевые успехи атаманаи подарил ему золотую табакеркуи пожелал вручить ему орден.. Однако, от французского ордена Почётного легиона атаман отказался, сказав: Я Наполеону не служил и служить не могу.
Результативность боевой деятельности казачьих войск под командованием атамана графа М.И. Платова в ходе Отечественной войны 1812 года поразительна. Они захватили 546 (548) вражеских орудий, 30 знамён и взяли в плен более 70 тысяч наполеоновских солдат, офицеров и генералов; а также отбили огромное количество награбленных в Москве ценностей. Полководец М.И. Голенищев-Кутузов написал М.И. Платову следующие слова:
Услуги, оказанные вами Отечеству, не имеют примеров, вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона
За заслуги, 8 октября 1813 г. М. И. Платов был удостоен высшей награды Российской империи — Орденом Св. апостола Андрея Первозванного. За преследование французов ему было вручено бриллиантовое перо с вензелем императора Александра I для ношения на головном уборе.
1814 год ознаменовался для казачьей конницы под начальством Платова многими победами уже на французской земле.
В том же 1814 году, после заключения Парижского мира, генерал от кавалерии М.И. Платов сопровождал императора Александра I в Лондон, где был принят с особым вниманием.
Он получил в награду от муниципалитета Лондона -специальную почётную саблю ювелирной работы (находится в Новочеркасске в Музее истории Донского казачества).
Матвей Иванович Платов стал первым русским, кому присвоили звание Почетного доктора аристократического Оксфордского университета. Его именем был назван корабль королевских военно-морских сил, а Лондонским монетным двором в его честь были отчеканены бронзовые медали.
После 1815 года полководец поселился на Дону, в войсковой столице — городе Новочеркасске, где немало потрудился на благо города и всего донского казачества. В последние годы своей жизни Платов основал в Новочеркасске гимназию, военную типографию. Умер Матвей Иванович 3 января (15 января по новому стилю) 1818 года.
С 26 августа 1904 года имя Матвея Ивановича Платова, как вечного шефа, стал носить 4-й Донской казачий полк.
Именем Матвея Платова назван железнодорожный фирменный поезд «Ростов — Москва».
В Москве в 1976 году в честь атамана названа Платовская улица. Название перенесено с застроенного Платовского проезда, названного так еще в 1912 году.
Имя Платова присвоено новому аэропорту, открытому неподалёку от Ростова-на-Дону 7 декабря 2017 года.
Память о Матвее Платове хранят не только в России, но и за рубежом. Некоторые личные вещи атамана Платова, в частности седло и кубок, находятся в Музее Лейб-гвардии в Париже.
Эти люди навсегда останутся в нашей памяти как живой пример чистой веры, любви к ближним, служению своей отчизне и сохранению русских традиций.

_____________________________________________________________________________________________  
5

Иван Евграфович Фёдоров

Иван Евграфович Федоров родился в городе Харькове (Украина) 10 февраля 1914г. в семье рабочего. По другим данным — в обозе, перевозившем соль, между хутором Харьковка и станицей Каменской Области Войска Донского. В тот момент в обозе трудилась по найму его мать — Надежда Ивановна. Постоянным местом жительства родителей была станица Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский). Однако в паспорте как место рождения по ошибке записан город Харьков.
Это был действительно Человек-Легенда. Судьба его была настолько фантастична, что даже любая выдумка бледнела перед реалиями.

Он летал на 297 типах самолетов, начиная еще с биплана "Авро" и кончая реактивным Ла-176. Он участвуя в семи войнах ХХ века, от Испании до Кореи, сбил 134 самолета и произвел шесть таранов, трижды был представлен к званию Героя, но сначала получил высший орден Испании от Игнасо Идальго де Сиснероса и Рыцарский крест от Гитлера.… А заслуженную Золотую звезду Героя, получил только после войны, по личному указанию Сталина.

Великая Отечественная Война застала Федорова в Горьком, где он работал на заводе испытателем, Целый год он безрезультатно "бомбардировал" высшие инстанции рапортами с просьбой отправить его на фронт, а в июне 1942-го попросту сбежал на войну на опытном истребителе ЛаГГ-3, сделав на прощание три "мертвые петли" под мостом через Волгу. Так Федоров прошел всю войну до 1945 г. совершая героический вылеты.
После войны Иван Федоров стал испытателем в КБ Лавочкина, на 301-м авиазаводе в Химках. На его счету 27 мировых рекордов. Он осваивал новую реактивную технику: сначала Ла-150, затем Ла-160 - первый самолет со стреловидным крылом, Ла-168, и, наконец, Ла-176 со стреловидностью крыла 45 градусов, на котором в декабре 1948 года он преодолел в пологом пикировании звуковой рубеж. В ходе испытаний реактивных самолетов Федоров превышал показания около 30 мировых рекордов для самолетов этого типа.
5 Марта 1948 года И.Е. Федоров получил Золотую Звезду Героя - за испытание и освоение новой военной реактивной техники.
В 1949 году Федоров закончил курсы летчиков - испытателей МАП и до 1954-го находился на испытательской работе. Участвуя в Корейской войне 1950 - 1953 гг., одержал 7 воздушных побед.
За годы службы Иван Евграфович награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Hевского, Отечественной войны 1-й степени ( шесть ) и 2-й степени, Красной Звезды, многими медалями. С 1954 года Полковник Федоров - в запасе. Умер 12 февраля 2011 г. похоронен на Покровском кладбище села Алабино Наро-Фоминского района Московской области.
В Парке Победы г. Каменска-Шахтинского Герою установлена мемориальная доска.

_____________________________________________________________________________________________  
4

История одной фотографии. Центральный рынок Каменска в 90-е годы.

На фотографии вход в Центральный рынок и его основная часть с многочисленными ларьками-палатками - приметами тех лет. Кто помнит девяностые?
Блеск и нищета, братки, рэкет, компроматы, гуманитарная помощь, элитные проститутки и королевы красоты, экстрассенсы и телесериалы, первые коммерсанты, дефолт, война в Чечне −в 90-е мы пережили все, что только можно было придумать.
Мы смотрели «Секретные материалы», «Взгляд» и бразильско-мексиканские сериалы, лечились прямо по телевизору у Чумака и Кашпировского, слушали Мадонну, «Мираж», «Тату», «Кино», «Наутилус Помпилиус».
Магазины вмиг опустели, но появилось огромное количество стихийных рынков. Торговали везде: на остановках, у магазинов и прямо на улицах. Там царил криминал и рэкет, многие товары завозились контрабандой, но кого это волновало?

Центральный рынок в Каменске в те годы для жителей города имел огромное значение. Многие здесь работали, чтобы прокормить семью. Большинство предприятий либо закрылись, либо выдавали зарплату продукцией, которую реализовывали потом на том же рынке. Вещи также возили с известных московских рынков, Турции, Польши. Так называемые челночники, с огромными клетчатыми сумками с товарами тоже стали приметой времени.
На рынок шли за турецким чаем, финской колбасой, маргарином «бутербродным», модной одеждой, а так же гвоздями, спичками, калошами, носками, самогонкой и ещё миллионом предметов первой необходимости. При абсолютно пустых магазинах, рынок был жизненно необходим. Там исчезнувшие продукты спокойно продавались, но по совершенно другим ценам.
Появились сотни новых печатных изданий, где на плохой бумаге печатались совершенно невообразимые вещи. Здесь же, на рынке, их можно было и купить, как и литературу, ранее считавшуюся запрещённой: от Солженицына до «Камасутры», а также видеокассеты с блокбастерами и фильмами определённого содержания.
В Москве, чуть ли не каждый день, шли митинги и массовые демонстрации. Судьба страны вершилась у всех на глазах.

#КМДИ #Виртуальный_музей #Каменск #Каменск_Шахтинский #рынок #90_е #Культура_РФ #музей #Каменский_музей #лихие_90_е

_____________________________________________________________________________________________  
4

В.А.Овсянникова и её иконы

«Все мои мысли, все мои чувства останутся в моих работах!»
Эти слова произнесла наша землячка, работы которой разнеслись по всему миру. В этом году ей исполнилось бы 78 лет, но ее нет с нами с 2009 года. Взглянув на ее иконы, вышитые с такой любовью, понимаешь , что готовил их человек с большим сердцем и доброй душой. Будучи сама инвалидом , она помогала всем, и больным, и здоровым прокладывать свой жизненный путь. Благодаря Валентине Александровне многие каменские мастера-прикладники стали известны не только в нашей области, но и за ее пределами. Давайте помянем ее добрым словом, а кто помнит историю фотографий, переданных в музей Турчиной В.Ф, пусть поделится с нами и нашими читателями.

_____________________________________________________________________________________________  
3

КАЗАЧИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР

В русских старинных документах казачья шапка именовалась как «клобук со шлыком». И была это не всякая шапка, а специального образца. Фламандский монах-путешественник Вильгельм Рубрук в своем «Дневнике» указывает, что в 1253 году донские казаки носили высокие островерхие войлочные шапки, типа «скуфьи». Возможно, это послужило основанием для названия одного из тюркских племен, живших на реке Рось - «Черные клобуки».

У запорожских казаков подобный фасон шапки встречался еще в конце XVIII в. В Киевском историческом музее есть портрет войскового судьи А.А.Головатого, который держит в руках именно такую скуфью. В XVI − XVIII веках на Дону популярностью пользовалась шапка «трухмянка» (туркменка). Но была она большой редкостью, так как изготавливалась из каракуля, а этот мех был большой редкостью на Дону. Такую шапку носили атаманы или богатые казаки. Такие шапки являлись боевыми трофеями. Форма «трухмянки» менялась в зависимости от моды: расширенные кверху - «кабардинки», низкие с плоским верхом - «кубанки». А.Ригельман и другие историки отмечали, что казачьи шапки были цилиндрической формы и шились из меха барана, куницы, курпея (каракуля из овчины ягненка). Опушка (околыш) делалась из меха норки, черной выдры, соболя или куницы. Верх или шлык делался из сукна или бархата голубого или красного цвета. Другое название казачьей шапки – папаха.

Донские казаки в XVI −XVII вв. снабжали папахи суконным шлыком−тумаком, ниспадавшим на бок в виде клина, в него можно было вложить стальной каркас для защиты головы от шашечных ударов. Для войны папахи шились только из меха барана, волка и медведя, только этот мех смягчал удар.
Казачья шапка, (папаха и фуражка) занимали в жизни казака особое место. Головной убор для казака − украшение и олицетворение чести мужчины. Она была продолжением его головы, его Я. Она являлась знаком обладания казаком юридического полноправия.

Казак мог проиграть, пропить все из своего гардероба, кроме нательного креста, шашки и шапки. Если казак лишался чего-либо из данного списка - он исключался из казачьего сословия и переводился в разряд пенных (штрафованных) казаков. Потеря казаком в бою шапки или шашки являлось тягчайшим проступком, так как, лишаясь их, казак лишался казачьего достоинства и чести. Такой казак мог быть изгнан из станицы или зачислен в «пенные» до искупления своего проступка. Но если казак, лишившийся в бою шапки, вышел из него в шапке врага, достоинства и чести не лишался. Особую роль играл головной убор на Круге. Казак обязан быть в папахе; иногородние, не казаки, присутствовали на круге с непокрытыми головами. Во время молитвы, присяги и выступления на Круге, казак поднимал свою шапку над головой на шашке. Казак с жалобой мог обратиться к старику о справедливости во время Круга, передав ему свою шапку. И тот, если считал жалобу справедливой, поднимал его шапку на посохе, что являлось требованием предоставить жалобщику слово. Папаха, сбитая с головы, равно как и сорванный с головы женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовал вызов на поединок и кровавая расплата. В доме шапка красовалась на самом видном месте, а в доме вдовы - она лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Большую роль играла шапка при выборе атамана. Все полноправные казаки на кругу присутствовали в головных уборах.
Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения ему. Голосовали казаки теми же шапками, либо поднимая их на саблях над головой, либо складывая к ногам кандидата. Но как только атаман избирался, роли менялись. Атаман торжественно надевал свой атаманский головной убор, а все казаки свои шапки снимали, признавая тем самым над собой волю атамана.
За отворотом папахи казаки хранили особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было − потерять папаху казак мог только с головой.

Головной убор погибшего или умершего в походе казака его товарищи везли домой, где клали на полочку перед иконой. Это означало, что защитника в курене нет, и защита казачьей семьи поручается Богу и всей станице. В такой дом никто не мог войти без приглашения вдовы. В поминальные дни перед шапкой или фуражкой ставили свечку, рюмку водки или вина и кусочек хлеба. На следующий день читалась поминальная молитва, а вино выливалось либо в печь, либо в речку. А хлеб крошили во дворе воробьям или другим «птицам небесным».

Когда парень хотел признаться девушке в любви, он закидывал шапку в окно любимой. Если девушка оставляла ее у себя, это значило, что девушка приняла предложение руки и сердца.
Закидывая во двор «хваленке» (девушке на выданье) шапку, казак предупреждал о приходе сватов.
Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».
_____________________________________________________________________________________________  
2

Я.Д. Минченков «Урожай»

В этом году художнику-передвижнику, писателю-мемуаристу, педагогу, музыканту, Якову Даниловичу Минченкову исполнилось 150 лет со дня рождения.
Он жил в Каменске с 1922 года более 16 лет, полностью изменив культурную жизнь города.

В коллекции Каменского музея есть одна из лучших работ живописца. Картину Якова Даниловича «Урожай» музею подарила его племянница.
Минченков много делал в плане пропаганды русского искусства и в частности, живописи. Не без усилий Якова Даниловича пропавший в начале века интерес к творчеству передвижников вновь возрождается в обществе. Он работал в качестве уполномоченного «Товарищества передвижных художественных выставок». В течение двух десятков лет заведовал передвижными выставками, на его плечах лежали все организационные хлопоты: от поиска помещений и пересылки картин до переговоров с властями, общения с покупателями и проведения экскурсий.
Крупнейшие художники России, такие как И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Левитан, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов вошли в состав Товарищества.
Минченков ездил с передвижными выставками, которые устраивались в Киеве, Твери, Одессе, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, а также в Италии, Франции, Германии, Швейцарии.
Картина кисти Я. Д. Минченкова «Урожай» была написана в 1898 году в Москве. На ней изображены сидящие под деревом женщина с девочкой. На заднем плане фрагмент фасада здания с двумя окнами и открытой дверью. У женщины в руках кукурузный початок, рядом корзина, полная кукурузы. Девочка перебирает созревшие перцы. Около фигур три большие тыквы, собранные с поля.
Женщина одета в свободную блузу белого цвета и длинную синюю юбку. Волосы повязаны красной косынкой, что было традиционно для того временного периода.

Работа выполнена в лучших традициях жанровых сцен эпохи передвижников и отличается удивительной игрой полутонов, цвета и тени, гармоничной цветовой гаммой. Свет -одно из главных составляющий этой картины. Он освещает дорожку к дому, падает на плоды нового урожая, играет бликами на лице девочки и одежде.
Игра света и цвета художником передаётся с помощью мощного рельефного мазка. Он свободно ложится на холст, передавая цветовые соотношения, создавая объём, но, не теряя при этом лёгкость.


Наш музей представлен также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники" 
_____________________________________________________________________________________________  
1

Сапрыгин Борис Дмитриевич

Сегодня мы знакомим Вас с известными людьми г.Каменска-Шахтинского, оставившими значительный след в истории города.
Сапрыгин Борис Дмитриевич– лауреат Государственных премий СССР, советский деятель промышленности и образования, участник Великой Отечественной войны, инженер-майор, родился в 1913 году в Санкт-Петербургской губернии в г. Ораниенбауме. Увлекался химией, поэтому после школы поступил в Казанский химико-технологический институт на кафедру технологии порохов и взрывчатых веществ, которую с отличием закончил в 1937г.
В г. Каменск был направлен в 1937 году на должность главного инженера химкомбината «Россия», а позже он занял должность директора комбината. В период его руководства открывается детский оздоровительный лагерь им. З.Космодемьянской, спортивный зал, выходит заводская газета «Ленинец». В 1965 г. в работу вступает производство полимеров.
После ухода на пенсию возглавил Каменский химико-механический техникум, (1973-1984 г.г.) созданный им же с целью подготовки кадровых специалистов для химкомбината «Россия» и работал здесь до своей смерти в 1993 г. На здании КХМТ висит мемориальная доска, посвященная ему.
Его именем названа улица города, на которой расположен комбинат.
Б.Д.Сапрыгин награжден орденом Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), Знаком Почета, а так же медалями.

_____________________________________________________________________________________________

страницы  11 10  9  8  7  6  5  4  3  2  1  предыдущая

_____________________________________________________________________________________________


/html